Регулировочные шайбы клапанов и другие приспособления для отладки зазоров
Регулировочные шайбы клапанов и другие приспособления для отладки зазоров
Когда подходит время регулировать тепловые зазоры клапанной группы, первое, о чем вспоминает водитель, это регулировочные шайбы клапанов. Но нужно учитывать то, что моторы у автомобилей по конструкции разные, отличается и устройство ГРМ. Поэтому заранее необходимо подготовиться и иметь под рукой необходимый инструмент и приспособление для регулировки клапанов для вашего двигателя.
Щуп для регулировки клапанов — главный индикатор состояния ГРМ
Если ГРМ имеет механический способ регулировки тепловых зазоров клапанов, то первое, чем следует обзавестись — это щупы. Несмотря на то, что для моторов установлены точные размеры зазоров (для «классики» 0,15 мм в холодном состоянии на впускных клапанах и 0,20 мм на выпускных), лучше иметь щупы в наборе разной толщины.
Это необходимо для более точной настройки. Так, если зазор находится в пределах 0,14-0,17 мм на впускном клапане, то регулирования он не требует. Щуп должен входить в зазор между клапаном и толкателем с небольшим усилием. Лёгкое «проваливание» или приклинивание щупа являются сигналами к началу регулирования.
Планка для регулировки клапанов — хорошая альтернатива щупу
Опытные автолюбители знают, что существует несколько способов проверить и отрегулировать параметры тепловых зазоров клапанов. Использование щупа — это самый простой способ, но не самый точный. Опытные владельцы «классики» применяют иной прибор, который называется планка или рейка для регулировки клапанов. Процесс регулирования с рейкой несколько усложняется, но при этом зазоры будут выставлены идеально, а мотор будет «петь».
Рейка прикручивается к креплениям блока подшипников распределительного вала, затем к ней поочерёдно к каждому из толкателей устанавливается микрометр, лапка которого должна коснуться края кулачка. Захватом поднимаем кулачёк вверх и наблюдаем за стрелкой. Её смещение на 52 деления указывает на хорошую регулировку.
Микрометр является исключительно точным прибором, сама рейка является хорошим помощником, так как при заводском её изготовлении на верхней поверхности наносятся нумерация клапанов и угол разворота коленчатого вала для каждого из них. Поэтому ошибиться при регулировании клапанов с рейкой (планкой) практически невозможно.
Особенности ГРМ некоторых моторов
Регулирование тепловых зазоров клапанного узла с помощью специального болта с контргайкой является более привычным и считается классическим. После нескольких попыток отрегулировать зазор, любой из автолюбителей свободно справляется с этой работой. С появлением на дорогах страны таких моделей, как ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109, а также иных модификаций с подобными моторами, пришлось осваивать иной способ регулирования зазоров.
Отечественный автопром освоил выпуск ГРМ, где тепловой зазор устанавливается методом подбора шайб необходимой толщины. Регулировочные шайбы клапанов выпускаются в комплектах разной толщины. Водителю такой машины придётся раскошелиться на набор шайб. При регулировании зазора, если его величина не соответствует заданным параметрам, имеющаяся шайба заменяется на более толстую или тонкую.
Полезные советы всем водителям
Газораспределительный механизм, в частности клапаны и величина теплового зазора, оказывают влияние на следующие факторы:
- Экономия топлива;
- получение максимально возможной мощности двигателя;
- увеличение моторесурса;
- снижение концентрации токсических веществ в отработанных газах.
Для того чтобы долго и без поломок эксплуатировать автомобиль, любой водитель должен изучить устройство ГРМ и освоить процесс регулирования зазоров клапанов. Не менее важно обзавестись необходимыми приспособлениями и знать принцип их работы.
Расстояние между рокером и штоком на холодном двигателе должно точно равняться 0.15 мм. Для проверки и настройки можно использовать либо комплект универсальных щупов, либо более удобный специальный щуп.
Стоит еще раз особо отметить, что зазор 0.15 мм выставляется на холодном двигателе. Если работы выполняются «на горячую» то необходим учесть коэффициент теплового расширения и выставлять зазоры 0.20 мм.
Также нам потребуются два рожковых ключа
— на 13 — для головки регулировочного болта
— на 17 — для контрагайки
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 при помощи щупа
Зазоры на впускных и выпускных клапанах одинаковые и составляют 0,15 мм.
Предусмотрен специальный щуп с толщиной этого размера. Его необходимо вставить между рычагом клапана (рокером) и цилиндрической частью кулачка. Кулачок становится так как необходимо, если правильно соблюден порядок регулировки клапанов.
Щуп для регулировки клапанов ваз 2107
Зазор регулируется при помощи винта. Винт вкручен в полость головки блока и застопорен контргайкой. Для регулировки необходимо открутить контргайку и регулировочным винтом прижать щуп между рокером и кулачком. Щуп не должен оказаться зажатым. При затяжке он должен двигаться легко с небольшим усилием.
На щупе нарисована табличка. Своеобразная памятка. На ней указан порядок регулировки клапанов согласно их счета от передней части двигателя.
Делаем выводы
Прежде, чем сделать какие-то выводы, для удобства восприятия, все полученные результаты измерений были внесены в сравнительную таблицу.
Чуть ниже мы рассмотрим все приведенные показатели, но сначала ответим на вопрос: п очему в своих измерениях я использовал именно 16 регулировочных шайб, а не 20 или 10? Все очень просто. Шайбы в таблице делятся на две группы:
- Шайбы установленные с завода. Так как клапанов в двигателе 8, то и регулировочных шайб тоже 8;
- Шайбы купленные в магазине. Их тоже 8, так как они были куплены взамен старым, установленным с завода.
Идем далее. В колонке «Маркировка» я записал номинальный размер регулировочных шайб, который указан на шайбе.
А в следующей колонке «Фактическая толщина» записал реальную толщину каждой из регулировочных шайб.
В последней колонке «Отклонение» я зафиксировал отклонение регулировочной шайбы от номинального размера или так называемую погрешность.
Вывод первый: идеальных шайб не бывает
Обратите внимание, что отклонения у шайб, установленных с завода практически такие же, как у шайб, купленных в магазине. Это значит, что у всех регулировочных шайб имеются погрешности, и это нормально. На заводе не ставят какие-то «супер шайбы» с нулевым отклонением от номинала.
Вывод второй: допуск ± 0,05 мм обусловлен погрешностью регулировочных шайб
Почему можно сделать вывод, что допуск ± 5 соток, обозначенный заводом изготовителем, обусловлен погрешностью в реальной толщине регулировочных шайб? Если обратить внимание на таблицу, то все станет ясно.
Как вы заметили, самое большое отклонение он «нормы» составило всего 3,5 сотки. А если взять средний показатель отклонений, то он и того меньше.
В среднем, отклонения или погрешности регулировочных шайб составляют всего 1,5 сотки. К чему это все?
Вывод третий: регулировочные шайбы можно не измерять
Есть два подхода к регулировке клапанов и каждый из них имеет право на жизнь. Каким пользоваться — решаете только вы. Немного подробнее.
- Подбор шайб с помощью микрометра. Более точный, но и более трудоемкий процесс, поскольку толщина каждой шайбы устанавливается путем ее замера микрометром, а не ее маркировкой. Размер шайбы нужно будет помечать и записывать отдельно, чтобы не запутаться.
- Подбор шайб без микрометра. Если у вас нет данного прибора или вы не умеете им пользоваться, не беда. Ориентируясь только на маркировку шайб, можно качественно произвести регулировку клапанов. В этом случае, тепловые зазоры клапанов все равно окажутся в «допуске» 5 соток. Единственный минус данного метода в том, что вы будете вынуждены брать регулировочные шайбы только у проверенного поставщика. Желание найти подешевле, через интернет или в «гараже у соседа» — будет сопряжено с определенными рисками, потому что сейчас подделывают все!
Первый способ безусловно лучше и надежней, но если все-таки вы поставили непроверенные микрометром шайбы, ориентируясь только на маркировку — не переживайте, ничего с вашим двигателем не случится. До следующей регулировки он точно «доживет».
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 (карбюратор)
Чтобы снять клапанную крышку, сначала надо демонтировать корпус воздушного фильтра (болтики на 10) и отсоединить топливные шланги. Также понадобится отсоединить тросик привода воздушной заслонки и продольную тягу дроссельной заслонки. После этого можно открутить 8 болтов на 10 по периметру крышки головки блока цилиндров и снять крышку.
Коленвал можно прокрутить с помощью специального ключа на 38. Далее клапана следует отрегулировать по пунктам выше.
Регулировка клапанов Газель Некст
Регулировка клапанов любого двигателя – дело весьма ответственное, для того, чтобы доверять эту процедуру только профессионалам. Особенно, когда дело касается относительно нового для российского рынка американского дизельного двигателя Камминз 2.8, устанавливаемого на большинство автомобилей Газель Некст. Поначалу, когда эти машины только-только появились в России, многие автосервисы даже не брались за эту работу. Но со временем появились и отечественные специалисты, способные с закрытыми глазами разобрать и собрать их двигатель.
Как и зачем производят регулировку клапанов Газель Некст
Сама по себе эта операция несложная. Производят ее на холодном двигателе, когда зазор между клапаном и цилиндром максимальный. Чтобы его измерить, используют специальный плоский щуп определенной толщины (для разных двигателей используют разные щупы, ведь величина этого зазора, называемого тепловым, у двигателей разных моделей разная – она указывается производителем в техническом описании двигателя). Если тепловой зазор не соответствует норме, его увеличивают или уменьшают, затягивая либо, наоборот, ослабляя специальные регулировочные болты. В результате мастер добивается такой величины теплового зазора, чтобы щуп входил в него под небольшим усилием. Регулировке подлежат как входные, так и выходные клапана. Таким образом, регулировка клапанов Газель Некст состоит из последовательно выполняемых восьми таких операций – по две на каждый цилиндр.
Смысл этой операции состоит в том, чтобы на работающем двигателе клапана закрывали цилиндр максимально герметично, то есть, чтобы этих зазоров не было вовсе.
Дело в том, что в процессе работы детали двигателя нагреваются, а, как мы все знаем из школьного курса физики, нагреваясь, металл расширяется – слегка изменяют свою геометрию и сами цилиндры, и их клапана. Двигатель же сконструирован же таким образом, чтобы геометрия его компонентов была идеальной именно в горячем состоянии, а производители двигателя рассчитали, каким должно быть положение клапанов и цилиндров друг относительно друга на холодном моторе. В противном случае, регулировку клапанов пришлось бы производить на неостывшем моторе, а это, во-первых, неудобно – все-таки регулировка восьми клапанов занимает определенное время; а во-вторых, просто опасно.
Делается это не только для того, чтобы масло в двигателе разогрелось, вязкость его уменьшилась и она начало лучше выполнять свою основную функцию – защиту деталей двигателя от трения. Но и затем, чтобы дать возможность хорошенько прогреться и самому мотору, в частности, клапанам и цилиндрам – тогда они обретут правильную геометрию и двигатель будет работать с максимальной отдачей. Вы, наверное, обращали внимание по стрелка тахометра, что у холодного двигателя холостые обороты заметно выше, нежели у прогретого. Так вот, это происходит именно по причине того, что клапана начинают максимально плотно прилегать к цилиндрам только спустя какое-то время после запуска двигателя.
Последствия некачественной регулировки клапанов
Но даже не это самое страшное: такое положение дел неминуемо ведет к снижению ресурса всего мотора в целом. Так, при недостаточных зазорах клапана и их седла будут подгорать, а при больших, когда клапаны открываются не полностью, они будут стучать о цилиндры, провоцируя и их ускоренный износ, и собственный. Но и это еще не все неприятные последствия неотрегулированных клапанов. Турбине придется работать одновременно и с большей нагрузкой, и с меньшей эффективностью, что также существенно сократит срок ее службы.
Изначально регулировку клапанов осуществляют на заводе в процессе сборки двигателя, затем точность настроек тепловых зазоров проверяется в процессе предпродажной подготовки автомобиля. Однако, при обкатке, когда детали двигателя только-только притираются друг к другу, настройки эти быстро сбиваются. Поэтому в первый раз в процессе эксплуатации автомобиля регулировку клапанов осуществляют даже не на первом ТО, когда производится первая замена моторного масла, а на нулевом – после двух тысяч километров пробега. Результаты этой регулировки не может не заметить даже самый неопытный водитель: автомобиль, как по мановению волшебной палочки, становится резвее, а двигатель при этом начинает работать ровнее и тише.
Периодичность регулировки клапанов Газель Некст
Как часто вообще требуется регулировка клапанов Газель Некст? Однозначно ответить на этот вопрос трудно – все зависит от условий эксплуатации автомобиля: насколько полно он загружается, по каким дорогам ему приходится ездить, каков стиль управления автомобилем. Понятно, что перегрузки, езда по некачественным дорогам и, тем более, по бездорожью вкупе с агрессивным стилем вождения его владельца существенно сбивают настройки клапанов. Но даже у автомобиля, по большей части стоящего в гараже, клапана со временем разрегулируются, ведь металл, из которого они изготовлены, подвержен не только износу, но и коррозии. Точность настроек клапанов имеет и сезонную зависимость – в межсезонье, когда высоки перепады влажности и температур, они сбиваются быстрее.
Считается, что проверять точность теплового зазора клапанов грузового автомобиля и, в частности, Газели Некст, необходимо через каждые 10-15 тыс. км. пробега (у легковых автомобилей, двигатели которых испытывают меньшие нагрузки, периодичность этой процедуры менее высокая) и делать это целесообразно одновременно с плановой заменой масла. Но, строго говоря, цифра эта весьма условна – необходимость регулировки клапанов Газель Некст может возникнуть и раньше. Понять это можно по следующим симптомам:
Регулировочные шайбы клапанов ВАЗ 2108 от 2,00 мм до 5,30 мм.
Диаметр шайбы — 31 мм.
Технические характеристики:
- Твердость поверхности — 60-63 HRC;
- Твердость сердцевины — 294 HV5 / 29,0 HRC;
- Эффективная толщина слоя h=1,06 мм (до 525 HV5);
- Микроструктура слоя: мартенсит, аустентит остаточный;
- Микроструктура сердцевины: бейнит, феррит.
Шайбы изготовлены с соблюдением технологии завода-изготовителя.
Качество гарантируется многоступенчатым контролем.
Вы можете получить консультацию о товаре, заказав обратный звонок (закладка слева).
Возможна следующая комплектация:
- от 2,00 мм до 5,10 мм. — 125 штук ( по 1 шт каждого размера);
- от 2,62 мм до 5,10 мм. — 100 штук ( по 1 шт каждого размера);
- от 3,00 мм до 4,22 мм — 100 штук ( по 2 шт каждого размера);
- от 2,30 мм до 4,77 мм — 100 штук ( по 1 шт каждого размера).
Принимаются заказы на наборы шайб (любые размеры и количество, указанные Вами).
Также имеются в наличии следующие размеры: 1,80; 1,82; 1,85; 1,87; 1,90; 1,92; 1,95; 1,97 мм.
Появились новые размеры шайб от 5,10 до 5,30 (размеры смотрите в таблице на фото №6).
Оптовая цена 42 руб. при заказе 50-99 шт. Оптовая цена 40 руб. при заказе от 100 шт.
Примерный вес набора из 100 шайб: 2400-2700 г.
Регулировочные шайбы клапанов
Оформить заказ на нашем сайте легко. Просто добавьте выбранные товары в корзину, а затем перейдите на страницу Корзина, проверьте правильность заказанных позиций и нажмите кнопку «Оформить заказ» или «Быстрый заказ».
Функция «Быстрый заказ» позволяет покупателю не проходить всю процедуру оформления заказа самостоятельно. Вы заполняете форму, и через короткое время вам перезвонит менеджер магазина. Он уточнит все условия заказа, ответит на вопросы, касающиеся качества товара, его особенностей. А также подскажет о вариантах оплаты и доставки.
По результатам звонка, пользователь либо, получив уточнения, самостоятельно оформляет заказ, укомплектовав его необходимыми позициями, либо соглашается на оформление в том виде, в котором есть сейчас. Получает подтверждение на почту или на мобильный телефон и ждёт доставки.
Оформление заказа в стандартном режиме
Если вы уверены в выборе, то можете самостоятельно оформить заказ, заполнив по этапам всю форму.
Заполнение адреса
Выберите из списка название вашего региона и населённого пункта. Если вы не нашли свой населённый пункт в списке, выберите значение «Другое местоположение» и впишите название своего населённого пункта в графу «Город». Введите правильный индекс.
В зависимости от места жительства вам предложат варианты доставки. Выберите любой удобный способ.
Выберите оптимальный способ оплаты.
Введите данные о себе: ФИО, адрес доставки, номер телефона. В поле «Комментарии к заказу» введите сведения, которые могут пригодиться курьеру, например: подъезды в доме считаются справа налево.
Оформление заказа
Проверьте правильность ввода информации: позиции заказа, выбор местоположения, данные о покупателе. Нажмите кнопку «Оформить заказ».
Наш сервис запоминает данные о пользователе, информацию о заказе и в следующий раз предложит вам повторить к вводу данные предыдущего заказа. Если условия вам не подходят, выбирайте другие варианты.
Вы можете выбрать один из трёх вариантов оплаты:
Оплата наличными
Оплата наличными доступна при самовывозе из нашего розничного магазина в городе Тольятти. Приезжайте, будем рады видеть Вас в нашем магазине.
Отправка заказов наложенным платежом, возможна после предварительной оплаты доставки. Это связано с тем, что участились случаи не выкупа посылок, отправленных полностью наложенным платежом. В связи с чем мы терпим убытки, оплачивая услуги почты России по доставке в обе стороны.
Если приспособление для регулировки клапанов отсутствует
Возложить функции специального оборудования можно на две мощные плоские отвертки с шириной плоской рабочей поверхности не менее 10 мм. В этом случае настройка зазоров определенных клапанов на ВАЗ 2108 осуществляется так:
- отжать толкатель вниз, опираясь на кулачок;
- установить ребро отвертки между распредвалом и толкателем;
- убрать первую отвертку;
- достать пинцетом шайбу;
- установить новую деталь;
- убрать вторую отвертку, выполняющую роль фиксатора.
Процесс регулировки клапанного механизма, осуществляемый через каждые 20-30 тыс. км и производится при снятой крышке ГБЦ. При определенном угле поворота распредвала щупом проверяется зазор между двумя парами толкателей клапанов и кулачков.
К регулировке зазоров следует прибегать в случае существенных отклонений от нормы: 0,15…0,25 мм – для впускных и 0,30…0,40 мм – для выпускных. С помощью специального приспособления или двух отверток толкатель отгибается и фиксируется, изымается старая шайба, устанавливается шайба новой толщины, снимается фиксатор и осуществляется проверка полученной величины зазора.