ТНВД дизельного двигателя Д-245 — устройство и регулировки
ТНВД дизельного двигателя Д-245 — устройство и регулировки
На двигателе Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок устанавливаются ТНВД-773. Топливный насос высокого давления представляет собой блочную конструкцию, состоящую из четырех насосных секций в одном корпусе, имеющую кулачковый привод плунжеров и золотниковое дозирование цикловой подачи топлива.
ТНВД-773 предназначен для подачи в камеры сгорания цилиндров дизеля в определенные моменты времени дозированных порций топлива под высоким давлением. Привод кулачкового вала топливного насоса осуществляется от коленчатого вала дизеля через шестерни распределения.
Взаимное положение шестерни привода топливного насоса и полумуфты привода фиксируется затяжкой гаек, устанавливаемых на шпильки полумуфты. Значение момента затяжки гаек 35…50 Нм.
Топливный насос высокого давления Д-245 объединен в один агрегат с всережимным регулятором и топливоподкачивающим насосом поршневого типа.
Регулятор имеет корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах) и пневматический ограничитель дымления (корректор по наддуву). Подкачивающий насос установлен на корпусе ТНВД Д-245 и приводится эксцентриком кулачкового вала.
Рабочие детали насоса смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля. Слив масла из корпуса насоса осуществляется в картер дизеля. Вновь установленный на дизель насос необходимо заполнить маслом в количестве 200. 250 см3. Заливку масла производить через отверстие слива масла поз.30 (Рис.1).
Рис.1 – Топливный насос ТНВД 773 дизеля Д-245
1 — секция топливного насоса; 2 — табличка; 3 – фланец; 4 – шпонка; 5 – полумуфта привода; 6 – гайка крепления полумуфты; 7 – кулачковый вал; 8 – корпус топливного насоса; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – поддерживающий кронштейн; 11 – болт регулировки пусковой подачи; 12 – рычаг останова; 13 – корпус регулятора; 14 – крышка регулятора; 15 – крышка смотрового люка; 16 – болт регулировки минимальной частоты вращения; 17 – болт регулировки максимальной частоты вращения; 18 – гайка крепления секций топливного насоса; 19 – перепускной клапан; 20 – штуцер подвода топлива; 21– маслопровод; 22 – штуцер отвода топлива от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки топлива; 23 – болт крепления штуцера подвода топлива к подкачивающему насосу; 24 – корректор по наддуву; 25 – болт штуцера подвода воздуха; 26 – рычаг управления; 27 – пробка винта регулировки номинальной подачи топлива; 28 – пробка спуска воздуха; 29 – электромагнит останова ; 30 – отверстие слива масла.
Обслуживание топливного насоса высокого давления ТНВД дизелей Д-245
В процессе эксплуатации топливного насоса высокого давления 773 при износе основных деталей нарушаются его регулировочные параметры. Смазка ТНВД Д-245 централизованная от системы смазки дизеля через специальный маслопровод. Необходимый уровень масла в картере насоса устанавливается автоматически.
Для снижения износов прецизионных деталей не допускается работа ТНВД без фильтрующего элемента или с засоренным фильтром тонкой очистки топлива. Также не допускается работа с топливом, имеющим повышенное содержание воды.
При необходимости, а также через каждые 120 тыс. км пробега необходимо снять насос и проверить его на стенде на соответствие регулировочным параметрам, а также установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле. При необходимости, произведите соответствующие регулировки.
Регулировка и контроль ТНВД 773 для установочного угла опережения впрыска топлива на двигателе Д-245
При затрудненном пуске дизеля, дымном выпуске, а также при замене, установке топливного насоса после проверки на стенде через каждые 120 тыс. км пробега или ремонте дизеляобязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.
Установочный угол опережения впрыска топлива, градусов поворота коленчатого вала для топливного насоса высокого давления ТНВД 773.1111005-20.05 — 2,5±0,5
Проверку установочного угла опережения впрыска топлива для ТНВД 773 двигателя Д-245 производите в следующей последовательности:
— установите поршень первого цилиндра на такте сжатия за 40-50 до ВМТ;
— установите рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции ТНВД и вместо неё подсоедините контрольное приспособление, представляющее собой отрезок трубки высокого давления длиной 100. 120 мм с нажимной гайкой на одном конце и вторым концом, отогнутым в сторону на 150…170° в соответствии с рисунком 24;
— заполните топливный насос топливом, удалите воздух из системы низкого давления и создайте избыточное давление насосом ручной прокачки до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;
— медленно вращая коленчатый вал дизеля Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление в головке насоса (прокачивающим насосом), следите за истечением топлива из контрольного приспособления.
— в момент прекращения истечения топлива (допускается каплепадение до 1 капли за 10 секунд) вращение коленчатого вала прекратить;
— выверните в соответствии с рисунком 2 фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее установочному углу опережения впрыска топлива.
Рис.2 — Установка фиксатора в отверстие заднего листа и маховика дизеля Д-245
При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике произведите регулировку ТНВД 773, для чего проделайте следующее:
— снимите в соответствии с рисунком 3 крышку люка;
— совместите фиксатор с отверстием в маховике, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;
— отпустите на 1. 1,5 оборота гайки крепления шестерни привода топливного насоса;
— при помощи ключа поверните за гайку валик топливного насоса против часовой стрелки до упора шпилек в край паза шестерни привода топливного насоса;
— создайте избыточное давление в головке топливного насоса до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;
— поворачивая вал насоса по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление, следите за истечением топлива из контрольного приспособления;
— в момент прекращения истечения топлива прекратите вращение вала и зафиксируйте его, зажав гайки крепления полумуфты привода к шестерне привода.
Произведите повторную проверку момента начала подачи топлива. Отсоедините контрольное приспособление и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.
Заверните в отверстие заднего листа фиксатор.
Рис.3 — Привод топливного насоса ТНВД двигателя Д-245
1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – полумуфта привода; 6 – шестерня привода топливного насоса
Проверка форсунок дизеля Д-245 на давление начала впрыска и качество распыла топлива
Рис.4 – Форсунка двигателя Д-245
1 – корпус форсунки; 2 – шайба регулировочная; 3 – пружина; 4 – штанга форсунки; 5 – проставка; 5 – гайка распылителя; 7 – распылитель; 8 – кольцо уплотнительное.
Проверку форсунок производите через каждые 120 тыс. км пробега. Снимите форсунки с дизеля и проверьте их на стенде. Форсунка топливного насоса ТНВД 773 считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.
Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается. Качество распыла проверяйте при частоте 60-80 впрысков в минуту.
При необходимости отрегулируйте форсунки изменением общей толщины регулировочных шайб 2 (Рис.4): увеличение общей толщины регулировочных шайб (увеличение сжатия пружины) повышает давление, уменьшение – понижает. Изменение толщины шайб на 0,1мм приводит к изменению давления начала подъема иглы форсунки на 1,3. 1,5 МПа.
Значения давления начала впрыскивания для форсунок: 455.1112010-50 – 24,5 МПа; 172.1112010-11.01 – 25,0. 26,2 МПа. Установите форсунки на дизель. Болты скобы крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема. Окончательный момент затяжки 20. 25 Нм.
На ЗиЛ-5301 ставили автомобильную модификацию 4-цилиндрового дизеля Д-245 производства ММЗ. С течением времени, его модернизировали, подняли мощность, повысили экологический класс (с нулевого до Евро-3). Он комплектовался ТНВД Motorpal (Чехия) и интеркулером.
КПП 5-ступенчатая (5+1), с синхронизаторами. Сцепление однодисковое, фрикционное, сухое, с периферийными пружинами и гидроприводом с пневмоусилителем. Кардан открытый, на игольчатых подшипниках. Главная передача гипоидная, полуоси разгруженные. Система торможения имеет пневмоусилитель и двухконтурный гидропривод. Передние тормоза дисковые, задние – барабанные, с авторегулятором усилия.
Передняя и задняя подвески сделаны на полуэллиптических рессорах. Кроме того, спереди есть 2 амортизатора, а сзади – 2 дополнительные рессоры. Рулевое с гидроусилителем. Электрооборудование 12-вольтовое. Кабина может быть со спальником.
Особенности рулевого управления, тормозной системы и трансмиссии
Автомобили линейки ЗИЛ-5301 оснащались механической трехходовой пятиступенчатой коробкой передач с использованными инерционными синхронизаторами. Установленная карданная передача является открытой, внедрены скользящее шлицевое соединение и дополнительная промежуточная опора. На базе игольчатых подшипников добавлены карданные шарниры. На машине ведущий мост представлен одноступенчатым устройством. Основная передача является гипоидной. Использован конический, шестеренчатый дифференциал, а также полуоси разгруженного типа.
Механизм сцепления представляет собой сухое, фрикционное, однодисковое устройство с периферийным типом расположения нажимных пружин. Внедрен гидравлический привод с дополнительным пневматическим усилителем. Рулевая система оснащается устройством гидравлического усиления, регулировка выполняется по высоте и углу наклона. В основе системы использован винт с добавлением шариковой гайки, а также поршень-рейка, которая фиксируется с зубчатым сектором вала сошки. Тормозная система ЗИЛ-5301 представляет собой двухконтурную установку с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Задние тормозные устройства являются барабанными, а передние – дисковые. Предусмотрена установка автоматического регулятора тормозных сил заднего моста.
Стояночный мост оснащается приводом на колодки задних колес. Производитель использовал в основе передней подвески на двух полуэллиптических рессорах с внедрением задних скользящих концов и парой амортизаторов. Задняя подвеска представлена устройством на паре основных и паре дополнительных полуэллиптических рессор.
Основные параметра грузовичка
Многие водители грузового транспорта интересуются вопросом о том, какая грузоподъемность у ЗИЛа 3501 «Бычок». Данный автомобиль в базовой модификации 5301АО обладал отличными техническими характеристиками. Среди них:
- Максимальная грузоподъемность ЗИЛа «Бычок» по паспорту – 3450 кг.
- Общий вес автомобиля – 3350 кг.
- Воздействие передней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1900 кгс.
- Воздействие задней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1450 кгс.
- Максимальный общий вес автомобиля с полной загрузкой – 6950 кг.
- Воздействие передней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 2350 кгс;
- Воздействие задней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 4900 кгс.
- Мощность двигателя – 136 лошадиных силы.
- Высота дорожного просвета – 160 мм.
- Поворот на радиусе – 7,8 мм.
- Расход дизельного топлива на 100 км пробега – 12 литров.
Компрессор А 29.05.000, ЗИЛ-5301 «Бычок», МТЗ нового образца, дв. Д-242, Д-243, Д-244, Д-245, Д-245.5, Д-245.7 – 1 шт.
Описание узла:
Одноцилиндровый компрессор А 29.05.000, производства «БЗА».
Аналог данного компрессора – А 29.05.000 Н (он же «А 29.05.000 Б»), пр-ва «АДВИС» Украина.
Они устанавливаются на всю линейку дизельных двигателей ММЗ Д-240, Д-243, Д-245, Д-260.
Отличие этого компрессора, от компрессора А 29.01.000 в том, что он укомплектован лепестковой головкой воздушного охлаждения с пластинчатыми клапанами А 29.05.005. Это позволило увеличить его производительность на 29 л/мин.
Выпускается несколько модификаций данного компрессора:
Название | Особенности |
А 29.01.000 | Головка старого образца. Производительность – 115 л/мин. |
А 29.05.000 — БЗА, А 29.05.000Н — АДВИС, А 29.05.000Б — АДВИС | Компрессор для тракторных двигателей. Оборудован валиком управления компрессора A29.01.250А, для включения и отключения привода. Производительность – 144 л/мин. Для двигателей: ММЗ Д-242, Д-243, Д-243-436, Д-244, Д-244-436, Д-245, Д-245.5, Д-245.7 |
А 29.05.000-03 — БЗА | Компрессор для тракторных двигателей ММЗ Д-245S3A, Д-245.2S3A, Д-245.5S3A, Д-245.43S3A |
А 29.05.000 А | Автомобильная модификация. Вместо ручки валика управления – заглушка. Привод компрессора постоянный. |
А 29.05.000А-06 — БЗА | Автомобильная модификация с усиленной шестерней А.29.01.200-06. Ширина зуба шестерни – 14 мм. ( а/м МАЗ «Зубренок», ГАЗ «Садко»). Устанавливается на автомобильные дизели: Д-245.7, 245.9, 245.12, 245.7Е2, 245.9Е2, 245.30Е2, 245.9Е3, 245.30Е3, 260.1 |
Такие компрессоры устанавливаются на тракторы МТЗ, МТЗ-921.3, 821.3, МТЗ-1523, МТЗ-1221, ЮМЗ-8040, ЮМЗ-8244, ЮМЗ-6АКМ40.2, грузовые автомобили ЗиЛ-5301 «Бычок», ЗиЛ-130/131 (переоборудованный дизелем Д-243-1053), ГАЗ-3308 «Садко», МАЗ-4370 «Зубренок», ГАЗ-33104 «Валдай», ГАЗ-66 (с дизелем Д245.12С-2950), ГалАЗ-3207 «Виктория».
А так же на другую автомобильную и автотракторную технику с дизельными двигателями ММЗ.
Другие сферы применения:
Меняя головки и шестерни компрессора данной модели, его характеристики можно адаптировать под разные комплектации дизелей марки ММЗ.
Работы по ремонту и замене, должен проводить только квалифицированный специалист профильной автомастерской, на специальном оборудовании и с учетом всех необходимых технических требований к сборке компрессора. После сборки необходимо провести стендовые испытания.
Иначе существует высокий риск испортить как компрессор, так и запчасти.
Диаметр цилиндра, мм | 72 |
Рабочий объем, см. куб. | 155 |
Ход поршня, мм | 38 |
Производительность, л/мин. | 144 |
Кол-во цилиндров, шт. | 1 |
Охлаждение | Воздушное |
Привод | Шестеренчатый |
Система смазки | От двигателя |
Частота вращения вала, мин-1 | |
Номинальная | 1350 |
Максимальная | 1550 |
Ваш отзыв: Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.