Как правильно отрегулировать и установить мультиклапан на автомобиль с ГБО
Как правильно отрегулировать и установить мультиклапан на автомобиль с ГБО
В процессе эксплуатации автомобиля на газовом топливе, рано или поздно могут происходить разные неисправности. Блок баллонной арматуры тому не исключение. Замена мультиклапана ГБО может потребоваться из-за поломок, а также по причине обновления оборудования на более современное и безопасное.
В данной статье мы расскажем, как происходит снятие старого механизма и установка нового мультиклапана в тороидальный и цилиндрический ГБО баллоны своими руками.
Классификация регуляторов газа
Прежде чем использовать редуктор давления, следует ознакомиться с его разновидностями и основными параметрами, по которым классифицируют данные приборы.
Принцип работы
По принципу работы газовые приборы бывают прямого и обратного вида.
В редукторах прямого вида газ, проходящий через штуцер, с помощью пружины действует на клапан прижимая его к седлу, тем самым блокируя попадание в камеру газа высокого давления. После выдавливания мембраной клапана от седла происходит постепенное снижение давления до рабочего уровня газового прибора.
Принцип работы прибора обратного вида устроен на сжатии клапана и блокировании дальнейшей подачи газа. При помощи специального регулируемого винта происходит сжатие нажимной пружины, при этом выгибается мембрана, а передаточный диск действует на обратную пружину. Поднимается рабочий клапан, и движение газа к оборудованию возобновляется.
При повышении давления системы (баллон, редуктор, рабочее оборудование) в редукторе с помощью пружины происходит выпрямление мембраны. Передаточный диск, опускаясь вниз, воздействует на обратную пружину и придвигает клапан к седлу.
Следует отметить, что бытовые редукторы для газового баллона обратного вида действия являются более безопасными.
Особенности монтажа
По позиционированию и особенностям монтажа устройства разделяют на рамповые, сетевые и баллонные.
Рамповые газовые регуляторы необходимы для понижения и стабилизации уровня давления газа, поставляемого одним источником. Устройства имеют свойство понижать рабочее давление газа подающегося из центральной магистрали или ряда источников. Применяются при больших объемах сварочных работ. Сетевые стабилизаторы удерживают значение низкого давления газа, поставляемого от коллектора распределения.
Виды рабочего газа
Специфика работы, а также метод подсоединения регулятора давления к источнику целиком зависят от свойств рабочего газа. Согласно используемому материалу устройства бывают такие:
Устройства, работающие с ацетиленом, фиксируются при помощи хомута и упорного винта, тогда как для других используют накидную гайку с резьбой, идентичной резьбе штуцера у вентиля.
Цвет корпуса и тип регулятора
Пропановые редукторы окрашены в красный, ацетиленовые — в белый, кислородные — в синий, углекислотные — в черный. Цвет корпуса соответствует типу рабочей газовой среды.
Устройства стабилизации давления бывают для работы с горючими и негорючими носителями. Отличие между ними заключается в направлении резьбы на баллоне: у первых она левосторонняя, у вторых — правосторонняя.
Как подключить газовый котел к баллону с пропаном
Установить газовый котёл для автономного отопления с использованием баллонного газа намного проще, чем при использовании магистрального топлива. Существует несколько правил, относительно пожарной безопасности, перенастройки оборудования и расчета мощности, требующих неукоснительного соблюдения.
Не рекомендуется самовольная установка. Лучше пригласить специалиста. При условии грамотного подключения и квалифицированного переоборудования котла, работы по монтажу займут всего несколько часов.
Можно ли установить баллоны с газом в котельной
Нормы и правила установки баллона регулируются требованиями ПБ. В частности, там указывается, что емкости со сжиженным газом не могут находиться в одном помещении с отопительными приборами.
- Баллоны следует вывести в смежное помещение или на улицу, установив в специальный шкаф.
Нужно ли перенастраивать котёл под пропан?
Обычный котел от газовых баллонов работает, только если соблюдены определенные условия и выполнено переоборудование. Перенастраивать оборудование не нужно, но потребуется установить дополнительные фитинги для стабилизации давления газа.
Не каждый котел в состоянии работать на СУГ. Следует обратить внимание на техническую документацию. Неотъемлемым требованием считается способность агрегата работать при пониженном давлении газа 3-4 мБар.
Что требуется для переключения котла на газ из баллона
Для нормальной работы котла от СУГ потребуется соблюсти несколько важных условий:
- Замена форсунок или горелки. Газобаллонное водогрейное оборудование, предназначенное для работы исключительно на СУГ, не выпускается. Некоторые производители делают универсальные агрегаты, снабженные электронным процессором.
Для перехода с магистрального газа на баллоны, потребуется попросту поменять картридж. Но чаще, для переоборудования потребуется замена форсунок или всей горелки целиком.
Заправка
Баллоны раз в 3 год проходят обязательную аттестацию – это нужно для собственной безопасности пользователя. Служить такие контейнеры могут порядка 10 лет. Стандартный дом потребляет порядка 10-12 баллонов в месяц, поэтому заправлять их придется еженедельно – перевозить больше 3 баллонов за раз без специального разрешения нельзя.
Перед заправкой сосуды нужно подготовить. Для этого нужно удалить конденсат, который искусственно уменьшает полезный объем и вредит стальным стенкам. Удаление конденсата – прерогатива специалистов, проводить такие работы своими руками – всегда риск. Если мастера по каким-то причинам трудно найти, то придется проводить процедуру самостоятельно. Баллон вывозят на открытое пространство без источников огня, заземляют и затем снимают редуктор. Оставляют на 2 часа для того, чтобы выветрились остатки газа. После двухчасового простоя сосуд переворачивается, и вода стекает в грунт. Можно везти на заправочную станцию.
Стоит выбирать заправщика, который организует и транспортировку, и гарантию на работы. Лучше не обращаться в автомобильные станции, потому как их оборудование не имеет специального отсекателя, который регулирует заполнение газом бытовых баллонов. Также нет у них и специального разъема для подключения баллона к станционному оборудованию.
Как резать газовым резаком (технология)
Плавно увеличиваем струю кислорода, которая поджигает расплавленный металл. Если начался бурный процесс, и сталь загорелась, то можно постепенно увеличивать давление кислорода (до момента, пока огонь не прорежет материал насквозь). Если реакция не началась (металл не разогрет), то следует добавить кислорода и разогреть его.
Начали резать металл и медленно передвигаемся вдоль линии реза. Все продукты обработки сдуваются струей к задней стороне зоны разрезания. Если этот поток замедляется или возвращается, то следует уменьшить скорость резки или остановиться и прогреть материал.
Полезное видео, как работать
Посмотрите видеоуроки по резке пропаном и резаком:
При самостоятельной установке неукоснительно выполняйте следующие правила:
- Устанавливать любое газовое оборудование, работающее на сжиженном газе, категорически запрещено в плохо вентилируемых подземных помещениях (подвалах, подполах);
- Специальный замыкающийся ящик на улице является оптимальным местом для установки газового баллона;
- В соответствии с действующими правилами противопожарной безопасности, газовый баллон и плита должны устанавливаться на расстоянии от 1,5 м друг от друга;
- В случае появления запаха газа необходимо проветрить помещение и при этом не пользоваться электричеством, чтобы не вызвать взрыв от искры;
- Следите за целостностью шланга, проверяйте возможность утечки с помощью мыльной воды.
Устройство газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле, узлы и детали, места установки, принцип действия.
Газовую топливную аппаратуру или газобаллонное оборудование ГБО можно устанавливать на любой модели легковых автомобилей оснащенных карбюраторными двигателями или двигателями с системой впрыска топлива и электронным управлением. Если их конструкция позволяет разместить цилиндрический или тороидальный баллон с газом для газобаллонного оборудования.
Устройство газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле, узлы и детали, места установки, принцип действия.
Конструктивные решения комплектующих устройств газобаллонного оборудования отличаются большим разнообразием в зависимости от типов двигателей, для которых они предназначены, и от заводов-изготовителей, их производящих. Газовое оборудование автомобиля размещают в трех местах : в моторном отсеке, салоне и багажном отсеке. В моторном отсеке автомобиля устанавливают :
– Редуктор-испаритель газа.
– Смеситель.
– Электромагнитный газовый клапан.
– Электромагнитный бензиновый клапан.
В салоне автомобиля на приборной панели устанавливают.
– Переключатель видов топлива «Газ – Бензин» с блоком индикации режимов «Газ – Бензин» и количества топлива в газовом баллоне.
– Предохранитель.
В багажном отсеке автомобиля устанавливают.
– Газовый баллон с запорно-предохранительной арматурой.
– Выносное заправочное устройство.
На некоторых моделях систем газобаллонного оборудования ГБО устанавливают дозирующее устройство, предназначенное для подачи определенного количества газа, соответствующего режиму работы двигателя, кроме холостого хода, а также вилку-тройник с регулирующим винтом или винтами.
Газовый баллон для газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле.
Это стальной резервуар, предназначенный для хранения сжиженного нефтяного газа при температуре от минус 40 до плюс 45 градусов. На легковом автомобиле он крепится в багажном отделении или в нише для запасного колеса, а на малотоннажных автомобилях – на раме. Газовый баллон имеет цилиндрическую или тороидальную форму. Различные объемы и геометрические размеры позволяют выбрать оптимальный вариант размещения баллона в багажнике автомобиля.
Баллон снабжен вентиляционной коробкой с герметически закрывающейся крышкой. Под крышкой расположены заправочный и расходный вентили, шкала со стрелкой, показывающей уровень газа в баллоне, заправочная чашка.
В некоторых конструкциях газобаллонного оборудования для заправки газового баллона необходимо :
– Открыть крышку вентиляционной коробки.
– Закрыть расходный вентиль.
– Ввернуть в заправочную чашку переходник.
– Подключить к переходнику заправочный пистолет.
– Открыть заправочный вентиль на газовом баллоне.
– Открыть кран заправочного пистолета.
После того, как баллон на 80–85 % заполнится газом (в баллоне срабатывает отсекающий клапан, при этом слышен характерный щелчок), указанные операции проделывают в обратном порядке. В дальнейшем, если автомобиль хранится вне закрытых помещений (уличное хранение), расходный вентиль можно не закрывать.
Блок запорно-контрольной и предохранительной арматуры для газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле.
Устанавливают на унифицированном фланце газового баллона с использованием прокладки, обеспечивающей герметичность соединения. Он является приемным устройством при заполнении баллона сжиженным нефтяным газом и обеспечивает подачу последнего в магистраль газопровода. Блок включает в себя входной штуцер и заправочный вентиль с обратным клапаном, расходный штуцер и расходные вентили жидкой и паровой фаз, ограничительный механизм уровня заправки баллона (мультиклапан).
Блок закрыт герметичным кожухом, надежно отделяющим его содержимое от внутреннего объема автомобиля. Вентиляция внутреннего пространства кожуха осуществляется через дренажную трубку, выведенную за пределы кузова автомобиля. Сжиженным газом баллон заправляют через заправочный вентиль (3). Газ поступает в баллон, преодолевая усилия шарика (2), находящегося под действием пружины.
Баллон наполняется газом, и поплавок (11) поднимается. Автоматический клапан (9) отсекает поступление газа в баллон. Шарик (2) перекрывает обратный выход газа из баллона. Из баллона газ поступает в магистраль по трубке забора газа (10), отжимая шарик скоростного клапана (4) через расходный вентиль (13).
В обычных условиях работы расходный и заправочный вентили находятся в открытом положении. Их закрывают при постановке автомобиля на длительную стоянку, в случае утечки газа, а также при неисправностях, техническом обслуживании и ремонте газовой аппаратуры. В случае нагрева баллона свыше 45 градусов открывается предохранительный клапан (1), чтобы понизить давление газа.
Контрольная стрелка (7) по шкале (8) указывает количество газа в баллоне. Указатель уровня топлива может выводиться на переключатель вида топлива в салон автомобиля. Стрелка приводится в действие магнитом, вмонтированным в мультиклапан (9). Она вместе со шкалой защищена прозрачной крышкой (6). Максимально допустимый объем заправляемого газа предварительно устанавливается винтами (12).
Выносное заправочное устройство для газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле.
Предназначенное для заправки газового баллона, крепится на кронштейне (7) гайкой (8) под задним бампером легкового автомобиля. Оно подсоединяется к заправочному трубопроводу через штуцер (10). Заправочный пистолет газовой колонки присоединяется к корпусу (3) с уплотняющей резиновой прокладкой (2). Газ, поступающий под давлением, открывает клапан (6) и заполняет газовый баллон. После окончания заправки клапан герметично закрывается.
Газопровод и соединительные элементы для газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле.
Газопровод проходи под полом автомобиля вдали от выхлопных труб. От соприкосновения с деталями кузова он защищен хлорвиниловыми или резиновыми трубками. Трубопроводы закрепляют на кузове автомобиля специальными скобами при помощи саморезов с интервалом не более 800 мм. Газопровод высокого давления на всем протяжении от баллона до электромагнитного клапана газа и от него до редуктора-испарителя выполнен из меди или из нержавеющей стали с заводской развальцовкой.
Если газопровод изготовлен из стали, то его присоединение к узлам аппаратуры осуществляется при помощи упорной накидной гайки. Такое соединение допускает многократную разборку, но при затяжке необходимо избегать чрезмерных усилий во избежание отрыва донышка накидной гайки. На концах трубопровода предусматривают компенсационные кольца. Трубку изгибают с образованием кольца диаметром 50–80 мм, что предохраняет трубопровод от поломки под действием вибрации.
Герметичность газопровода высокого давления обеспечивает ниппельное соединение типа конусная муфта. Такое соединение включает в себя трубопровод (3), конусную муфту (1), упорную гайку (2) и присоединяемую деталь (штуцер). Герметичность достигается за счет конусной муфты (1), изготавливаемой из латуни. Такое соединение допускает многократную разборку с заменой конусной муфты новой. Муфта должна плотно сидеть на трубке на расстоянии 2–3 мм от ее торца.
В трубопроводах низкого давления для соединения газового редуктора со смесителем используют резиновые шланги из бензомаслостойкой резины. Шланговые соединения на штуцерах крепятся винтовыми хомутами.
Бензиновые и газовые клапаны для газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле.
Устанавливают с целью исполнения команд, которые управляют подачей бензина или газа в системах питания автомобилей, оборудованных газобаллонной аппаратурой. В отдельных случаях клапаны конструктивно объединяют с фильтрами, которые очищают поступающее в систему топливо.
Электромагнитный газовый клапан.
Служит для открытия канала подачи газа в редуктор и его перекрытия при работе на бензине. Управляется дистанционно из салона автомобиля посредством переключателя «Газ» – «Бензин». Фильтры не требуют регулярного обслуживания: достаточно промывки или замены. В некоторых конструкциях очищать фильтры следует каждые 30 000 километров пробега автомобиля. При включенном зажигании и установке переключателя в положение «Газ» клапан открывается, и газ по трубопроводу высокого давления поступает в редуктор-испаритель. При включенном зажигании клапан находится в положении «Закрыт».
Электромагнитный бензиновый клапан.
Служит для открытия (закрытия) канала подачи бензина в карбюратор, одновременно перекрывается подача газа. В нижней части клапана предусмотрен винт (кран) для механического (ручного) открывания клапана. В случае выхода из строя электронного блока управления газовым оборудованием этот винт следует ввернуть в клапан (или повернуть кран), чтобы можно было продолжить движение.
Клапаны в газовой магистрали отличаются от клапанов, установленных в бензопроводе, только конструкцией входного и выходного штуцеров, предназначенных для присоединения металлических трубок подвода газа.
Электромагнитный клапан прерывания или возобновления подачи газа или бензина.
Электромагнитный клапан прерывания или возобновления подачи газа или бензина имеет повышенную надежность, потребляет мало тока (не более 0,7 А) и срабатывает при низком напряжении, мощность катушки электромагнита составляет 4 Вт. Фильтр клапана не требует регулярного обслуживания, промывки или замены. Газовым фильтром может служить постоянный магнит, установленный на входе в электромагнитный газовый клапан.
Газовые электромагнитные клапаны с фильтром управляются от переключателя вида топлива. Они предназначены для перекрытия подачи газа при работе двигателя на бензине, перекрытия подачи газа при выключенном зажигании и для фильтрации газа. Электромагнитный бензиновый клапан отключает подачу бензина при работе двигателя на газе.
Устанавливать электромагнитный бензиновый клапан следует в таком месте, чтобы отрезок бензопровода между ним и бензонасосом был как можно короче. Дело в том, что при работе на бензине на этом участке сохраняется постоянный уровень бензина, поддерживаемый бензонасосом. Бензин может сильно нагреваться, вызывая нежелательное повышение давления в шланге. И чем он короче, тем более безопасен.
По той же причине необходимо особое внимание уделять надежной герметизации соединений между бензонасосом и электромагнитным бензиновым клапаном. Клапан всегда закрыт. Он служит для дистанционного управления подачи топлива. На корпусе клапана есть ручной привод в виде ручки или вентиля. Ручным управлением пользуются во время подкачки бензонасосом бензина в карбюратор в холодное время года, после длительной стоянки автомобиля и в случае отказа электромагнита.
При этом ручку или вентиль переводят в положение «Открыто». После подкачки бензина ручку или вентиль ставят в положение «Закрыто» – это их постоянное положение, а переключатель вида топлива в салоне в положение «Бензин». Если этого не сделать, то двигатель будет одновременно работать и на бензине, и на газе. В этом случае не поможет даже отключение дистанционного переключателя вида топлива, а это недопустимо.
Газовый редуктор-испаритель для газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле.
Предназначен для превращения жидкой фазы газа в паровую и подачи паровой фазы в смеситель. Через каждые 1500–2000 километров пробега (на горячем двигателе) следует отвернуть пробку (винт), находящуюся в нижней части редуктора, и слить конденсат (маслянистый отстой). Редукторы-испарители играют важную роль в работе газобаллонного оборудования, поэтому им следует уделить особое внимание.
Газовые редукторы, устанавливаемые на автомобилях имеют одинаковое назначение. Они служат для автоматического снижения давления газа в системе питания до заданного уровня при постоянно изменяющемся давлении газа, зависящем от его количества и температуры окружающей среды.
Газовый редуктор должен обеспечивать на выходе требуемые характеристики состояния газа в широком диапазоне температур, при переходе с одного режима работы двигателя на другой. Он должен автоматически перекрывать подачу газа при выключенном двигателе.
По материалам книги «Автомобильные газовые топливные системы».
Владимир Золотницкий.