Как выполняется подтяжка рулевой рейки на СТО
Реечный рулевой механизм на большинстве современных автомобилей оснащен электрическим или гидравлическим усилителем. Хотя довольно большой процент до сих пор занимают автомобили, которые не имеют усилителя.
Крутящий момент от руля на рейку передается посредством зубчатой передачи. Вал, который соединен с рулевым колесом, имеет витую зубчатую нарезку. Он с небольшим отклонением от перпендикуляра, равным примерно 10-15 °С, входит в зацепление с зубьями рейки. При вращении руля рейка перемещается в одну либо другую сторону, воздействуя на рулевые тяги, которые, в свою очередь, шарнирно соединены со ступицей через наконечники. Так происходит поворот колес.
Реечные механизмы на всех автомобилях выполнены примерно одинаково. Отличия заключаются в геометрических параметрах, количестве установленных на червячном валу подшипников, количестве и типе уплотнителей, способе соединения с рулевым колесом и прочих особенностях, которые, по большому счету, несущественны. Рабочая пара, на которую ложится вся нагрузка, представлена червячным валом и рейкой.
Для устранения люфтов в зубчатом зацеплении на большинстве конструкций рулевых реек предусмотрен регулировочный механизм. Он представлен специальным регулируемым упором, который устанавливается в корпусе рейки с противоположной червячному механизму стороны. Упор имеет выемку под профиль реечного вала. С другой стороны на упоре выполнена проточка под установку пружины. Фиксируется упор крышкой. Зачастую она выполняется как одно целое с регулировочным винтом. Крышка давит на упор через пружину, прижимая рейку к червячному валу. За счет этого нивелируется зазор в рулевом механизме.
Регулировка рулевой рейки своими силами
Для того чтобы процесс был выполнен четко и правильно, сразу подготовьте инструмент:
- головка на 13 мм (с воротком и удлинителем);
- торцевой, он же накидной, ключ на 10 мм либо головка-трещотка;
- универсальный ключ.
Можно воспользоваться для откручивания аккумулятора и создания подступа к рейке гаечными старыми ключами. Чтобы попасть к этой детали, необходимо извлечь аккумуляторную батарею, убрав его фиксирующие элементы.
Проверка параметров и состояние автомобиля
Проверку или регулировку любого из этих параметров необходимо проводить только на полностью исправной подвеске в следующих случаях:
- замена любых элементов рулевой или ходовой системы, за исключением ступичных подшипников;
- замена колесных дисков;
- увеличение расхода топлива;
- быстрый износ покрышек;
- неправильное поведение машины в поворотах;
- увод автомобиля в сторону на ровной дороге;
- попадание даже в небольшое ДТП, связанное с ударами колес о препятствия.
Проверка не займет много времени, зато позволит вовремя обнаружить и устранить неисправность.
Как отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
1. В начале поставьте рулевое колесо таким образом, чтобы оба передних колеса смотрели строго вперёд, потом снимите снизу защиту картера (Если работа производиться снизу и если защита мешает) и спец. ключом по вращайте гайку регулировки рулевой рейки против часовой стрелки на 10-15 градусов и сразу же проверьте люфт у рейки, при необходимости произведите процедуру снова и так же на 10-15 градусов, только будьте внимательны и учитывайте всегда то, что руль должен не очень тяжело крутиться.
Примечание!
Во время регулировки самое главное не переборщите, гайку регулировки заворачивайте по чуть-чуть, примерно на 10-15 градусов и после чего проверяйте как рейка отрегулировалась, не в коем случае не делайте полный оборот регулировочной гайки, потому что только проблем себе наживёте, тем что руль толком крутиться не будет, а выкрутить гайку гораздо сложнее, чем её закрутить, поэтому это учитывайте!
2. Во время регулировки могут возникнуть проблемы, а именно невозможность сдвинуть с места регулировочной гайки, бывает что её действительно, что руками, что молотком, толком не стронешь с места, но всё же если руками не получиться, не забывайте про молоток, если будет нужно воспользуйтесь им, а именно вставьте спец. ключ в регулировочную гайку и ударами молотка по кончику ключа, попытайтесь стронуть гайку с места.
Примечание!
На новых рейках, как мы уже говорили ранее с завода ставят заглушку в эту гайку, она подцепается при помощи ножа или же плоской тонкой отвёртки, обратно эту заглушку можете не устанавливать, выбросите её, чтобы понимали другие люди что рейка уже далеко не новая и регулировалась, тем более обратно эту заглушку Вы уже даже наврятли сможете поставить!
Дополнительный видео-ролик:
Ролика будет два, первый (Тот который выше) посвящён в общем автомобилям с передним приводом, только к нему не относятся Калины, Гранты и тому подобные, а второй ролик нацелен именно на автомобили десятого семейства, просмотрев оба ролика (Очень Вам сделать это рекомендуем) Вы получите новые знания и узнаете о том, чего в статье не было указано.
Разновидности
Как проверить исправность её расскажу чуть позже, начну с разновидностей:
- Самая простая, которая может называться прародительницей остальных видов, это механическая конструкция. Дополнительного усиления передачи усилий она не предусматривает.
- Гидравлический механизм, сегодня наиболее распространенный вариант. Называют еще рейка с ГУР. К привычному механическому управлению добавлена гидравлическая усиливающая система. Поворачивая руль, водитель задействует гидроусилитель, который дает дополнительное усиление передаваемой нагрузки, снижая затраты усилий водителя.
- Рейка с электрическим усилением (ЭУР), добавляет усилие за счет электрического мотора. Мотор запускается, как только водитель начинает крутить руль и срабатывает датчик поворота. Как и гидроусилитель ЭУР не требует от водителя приложения особых усилий к рулевому колесу.
- Комбинированная электрогидравлическая рейка называется гибридной, имеет оба варианта усиления. Она не имеет недостатков гидравлического варианта, однако её стоимость намного выше.
Приводить достоинства и недостатки не считаю нужным, статья не об этом, извините, если будут пожелания, напишу об этом отдельно.
Зачем подтягивать рейку на ВАЗ-2114
Диагностика рулевой рейки и рулевого механизма
Перед тем как на ВАЗ-2114 подтянуть рулевую рейку, стоит рассмотреть предпосылки, которые подскажут, что пришло время заняться её ремонтом или подтяжкой.
В первую очередь — это люфт.
Ключ для устранения люфта рулевой рейки
Устранение люфта рулевой рейки
В принципе, АвтоВАЗ гарантирует достаточно длительное время эксплуатации рулевого механизма, а именно десять лет. Однако надо понимать, что речь идёт об идеальных условиях эксплуатации. Это предполагает ровные асфальтовые дороги, постоянное наличие качественной смазки в картере рейки и щадящий стиль вождения.
В обычных условиях эксплуатации этот срок практически недостижим. Неважные дороги, неважное качество запчастей и зачастую жёсткий режим эксплуатации автомобиля приводят к тому, что механизм даёт о себе знать гораздо раньше.
Первые симптомы неисправности рулевого механизма на ВАЗ-2114
Первые симптомы неисправности рейки или необходимости подтяжки понятны:
- Стук под капотом в районе моторного щитка, особенно при проезде неровностей.
На ВАЗ-2114 стук при проезде неровных участков дороги может возникнут из-за ослабшей гайки на болту, который сжимает хомут кардана
Последнее может рассматриваться, как вопиющий сигнал о неисправности и может привести к серьёзным неприятностям во время движения.
В этом случае, скорее всего, подтяжкой уже ситуацию не исправить, тем не менее делать выводы рано, можно попробовать её отрегулировать. Сделать это можно двумя способами — как на автомобиле, так и при снятой рейке.
Полная разборка рулевой рейки и замена ремкомплекта
Во втором случае регулировка производится уже после замены ремкомплекта и полного ремонта механизма. Мы же постараемся обойтись малой кровью и просто отрегулировать зазор в зацеплении шестерня-зубчатая рейка, тем самым ликвидировав люфты и стуки.
Особенности ремонта
Перед тем как приступать к ремонту рулевой рейки своими руками, надо проверить всю цепочку этого механизма, а это: рулевые тяги, шаровые, подшипники ступиц, цапфы. Такой подход к ремонту позволит устранить поломки, что называется, на корню.
К счастью для автомобильных умельцев, рулевая рейка — это ремонтнопригодное устройство, то есть его можно отремонтировать, а не менять полностью.
По отзывам водителей, чаще всего стуки в районе рулевой рейки появляются из-за износа направляющих втулок.
Не поленитесь и посмотрите толковое видео о работе рулевой рейки и как продлить его срок службы.