Регулировка тормозного троса на велосипеде
Регулировка тормозного троса на велосипеде
Тормозные системы на современных байках бывают ободными и дисковыми. Разница между системами заключается в способе торможения: дисковый приводится в действие тросом и тормозит по закрепленному на втулке диску, а ободный – по ободу.
Чаще всего для настройки системы достаточно установить симметричное расположение тормозных колодок, отрегулировать рычаг и подтянуть тормозной трос.
Тормозной трос – механическая конструкция для передачи усилия между частями относительно произвольно меняющихся расположений, благодаря этой передаче срабатывает тормоз.
Тормозной трос для велосипеда обладает повышенной прочностью, состоит из трубчатой оболочки и сердечника перемещающихся относительно друг друга.
Тормозной трос выглядит надежнее скоростного, т.к. принимает увеличенную нагрузку. Длительная эксплуатация растягивает провод и нужен постоянный контроль растяжки троса.
Особенности использования фрикционных дисков и причины износа
Тормоз лебедки крана представляет собой важнейшую деталь, без которой не способен исправно работать и выполнять возложенные задачи грузоподъемный механизм. Эти устройства выдерживают огромные нагрузки, и поэтому требуют специального обслуживания. В него входит:
- регулярный осмотр;
- использование качественного масла;
- периодическая полная замена смазки;
- правильная регулировка тормозных фрикционов.
Если в редукторе лебедки, в котором находятся тормозные элементы, нет масла, или есть, но плохого качества, механизм изнашивается быстрее. В него попадает грязь, влага, воздух, которые периодически нужно удалять путем замены смазки. Также на долговечность устройства влияет правильность регулировки фрикционов. При соблюдении всех правил эксплуатации, фрикционный диск лебедки прослужит не менее 3 лет.
Основные типы тормозов мостового крана
Главной целью устройства тормоза крана мостового является остановка движущихся механизмов (стопорные), удержание перемещаемого предмета на весу и плавное его опускание, регулировка скорости перемещения (спускные тормоза). Тормоза выполняют ответственную роль, поскольку работают в режиме повышенной нагрузки, ведь в рабочем процессе на них приходится значительное число остановок и пусков.
Различают следующие типы тормозного механизма мостового крана:
- Колодочные и диско-колодочные — одни из самых часто используемых управляемых, нормально замкнутых тормозов. Просты в установке и эксплуатации. Роль приводного устройства в них выполняет электрогидравлический толкатель (как правило, уже включен в его конструкцию).
- Гидравлические — зачастую используются в тормозном механизме крановой лебедки. Они безопасны в эксплуатации, отличаются скоростью отклика на команды управления.
- Электромагнитные — порошковые, нормально разомкнутые тормоза. Используются в паре с нормально замкнутыми, что продлевает период работы тормозной системы в целом, а также составляющих привода.
Тормоза есть открытого и закрытого видов:
- открытый — действует только при нажатии на рычаг, а в обычном состоянии не оказывает сопротивления работе механизма, с каким он взаимодействует;
- закрытый — находится в замкнутом состоянии, препятствует движению относящейся к нему конструкции до тех пор, пока не будет нажат тормозной рычаг и механизм растормаживается.
Подъемное устройство оборудовано закрытыми тормозами. Они, зачастую, надежнее открытых и более просты в обслуживании (повреждение легко обнаружить).
Мотор-редукторы мостового крана
Тормозной кран установлен на правом лонжероне рамы под кабиной трактора. Он служит для управления пневматическим приводом тормозов. Кран — комбинированный, двухсекционный. Верхняя секция управляет тормозами прицепа, а нижняя — колесными тормозами трактора.
Схема тормозного крана
В корпусе 5 расположены шток 7, стакан 10, пружины 8а и 86. Справа к корпусу 5 присоединены две крышки 9 с выпускными 16 и впускными 14 резиновыми клапанами, закрепленными на общем стержне, пружинами 15 и седлами 13 впускных клапанов. Между корпусом 5 и крышками 9 зажаты диафрагмы 10 из резинотканевого полотна с трубчатыми седлами выпускных клапанов. Диафрагма нижней секции нагружена возвратной пружиной 17.
1 — тяга педали ножного управления тормозами; 2 — валик с кулачком; 3 — верхний (двуплечий) рычаг; 4 — направляющая штока; 5 — корпус тормозного крана; 6 — болт регулировки свободного хода рычага; 7 — шток; 8а и 86 — уравновешивающие пружины; 9 — крышка тормозного крана; 10 — диафрагма с направляющим стаканом и опорной шайбой; 11 — седло выпускного клапана; 12 — регулировочные прокладки; 13 — седло впускного клапана; 14 — впускной клапан; 15 — возвратная пружина клапанов, 16 — выпускной клапан; 17 — возвратная пружина диафрагмы; 18 —диафрагма стоп-сигнала; 19 — стакан с упором; 20 — ось рычага; 21 — рычаг нижней секции; 22 — палец-поводок двуплечего рычага; 23 — корпус рычагов; 24 — ось двуплечего рычага; 25 — упорный болт ограничителя хода штока; 26 — нижний рычаг тормозного крана; А, В и Д — полости, сообщенные с атмосферой через окно Е; Б — полость воздушной магистрали тормозов прицепа; Г — полость воздушной магистрали тормозов трактора.
Слева на корпусе 5 расположен корпус 23 рычагов. Верхний рычаг 3 шарнирно соединен осью 24 со штоком 7. К этому рычагу присоединена тяга 1 педали ножного управления тормозным краном. Нижний рычаг надет на ось 20 и прижат пальцем 22 к торцу стакана 19.
Полости А и Д крана, расположенные левее диафрагмы, через полость В сообщаются с атмосферой. Полость Б связана с воздушной магистралью тормозов прицепа, а полость Г—с магистралью камер колесных тормозов трактора.
Сжатый воздух, находящийся в полостях Б и Г (и пружина 17 нижней секции), давит на диафрагмы. Это давление уравновешивается пружинами 8а и 86.
Степень открытия впускных клапанов регулируют прокладками 12, а рабочий ход штока—болтом 25. Давление воздуха в полости Б регулируют вращением направляющей втулки 4 в резьбовом отверстии корпуса.
Разобщительный кран
Приведем его схему с описанием
Он установлен на пути воздушной магистрали, идущей к тормозам прицепа, а за краном — головка, соединяющая магистраль с таким же краном прицепа и его воздухораспределителем. Открывают разобщительный кран, нажимая на толкатель 2 штока (а), с одновременным поворотом рукоятки вдоль воздухопроводов. В закрытом положении кран находится, когда рукоятка расположена перпендикулярно воздухопроводу.
Соединительная головка через штуцер скреплена с разобщительным краном и установлена на задней полураме трактора. В корпусе 5 (б) расположен обратный клапан 6, прижимаемый к прокладке пружиной 8. На конце гибкого шланга магистрали прицепа закреплена головка аналогичной конструкции, в которой вместо обратного клапана запрессован штифт. При присоединении головок этот штифт открывает клапан соединительной головки трактора. В случае отрыва прицепа от трактора шланг, натягиваясь, поворачивает головку магистрали прицепа, разъединяя ее с головкой трактора; клапан у этой головки закрывается и перекрывает выход воздуха из пневмосистемы.
Схема работы тормозного крана
Приведем полную схему комбинированного тормозного крана Т-150
Когда педаль тормозного крана отпущена, двуплечий рычаг 3 (самая первая схема) упирается в болт 6, а нижний рычаг 21 поворачивается влево. С помощью возвратной пружины 17 (рис. 85, а) нижней секции диафрагма 10 прогибается тоже влево. Выпускной клапан 16 открыт, а впускной 14 закрыт пружиной 15.
Воздух из тормозных камер трактора через отверстия в седле выпускного клапана, полости Г, Д и В выходит в атмосферу. Колеса трактора не заторможены.
В то же время штоком 7 седло 11 диафрагмы верхней секции сдвинуто вправо. Выпускной клапан 16 этой секции закрыт седлом, а впускной 14 открыт. Поэтому из баллона трактора воздух поступает через клапан 14, полость Б, открытые разобщительные краны 32 и соединительную головку 33 в воздухораспределитель 34. Его клапаны опускаются. Поэтому сжатый воздух поступает в баллон 35 прицепа, а воздух из его тормозных камер 36 уходит в атмосферу. В результате прицеп тоже растормаживается, а баллон 35 прицепа заряжается сжатым воздухом.
Когда давление в баллоне прицепа и полости Б достигает определенного значения, диафрагма 10 прогибается влево, преодолевая усилие уравновешивающей пружины 8а, впускной клапан закрывается и зарядка баллона 35 прекращается.
При нажатии на педаль тормозов рычаг 3, опираясь пальцем- поводком 22 (смотрим первую схему) на вилку нижнего рычага, выдвинет шток 7 влево, сжимая уравновешивающую пружину 86. Диафрагма 10 под давлением сжатого воздуха прогибается тоже влево, ее седло открывает выпускной клапан, а пружина 15 закрывает впускной. Воздухопровод магистрали прицепа через полости Б, А и В сообщается с атмосферой. Поэтому клапан воздухораспределителя 34 , выпустивший воздух из тормозных камер прицепа, закрывается и в эти камеры из баллона 35 прицепа поступает сжатый воздух. Прицеп затормаживается.
Торможение прицепа будет наблюдаться и в случае отрыва его от трактора или вывода воздухопровода из строя.
Когда шток 7 (первая схема) подойдет к упорному болту 25, нижний конец двуплечего рычага повернет рычаг 21 вправо. При этом пружина 86, несколько сжимаясь и преодолевая усилие пружины 17, прогибает диафрагму в ту же сторону. Ее седло закрывает выпускной клапан 16 и открывает впускной 14. Поэтому сжатый воздух нагнетается из баллона 30 через полость Г и воздухопровод в тормозные камеры 28. Трактор тоже затормаживается. Происходит это спустя 0,2…0,3 с после торможения прицепа, чтобы он не наезжал на трактор. Чем больше водитель нажимает на тормозную педаль, тем больше воздуха поступает в тормозные камеры и тем сильнее тормозные колодки прижимаются к барабанам колес.
Давление воздуха в полости Г, вызывающее торможение колес трактора, действует и на диафрагму 18 стоп-сигнала, его контакты замыкаются, включая лампочки задних фонарей.Когда рычагом затягивают ленту центрального тормоза трактора, рычаг 26 поворачивает валик 2 и его кулачок выдвигает шток 7, что приводит к торможению прицепа. Но при этом нижняя секция торможения трактора не включается.
Как работает ручник на дисковых тормозах?
Дисковый тормоз устанавливается на многих автомобилях из-за простоты и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах напоминает принцип, используемый в велосипеде. В зависимости от моделей автомобиля, тормозные диски и вся система в целом могут иметь разную конструкцию. Но чаще всего встречается однопоршневый тип конструкции, то есть плавающий суппорт. Сжимая ротор, он оказывает гидравлическое воздействие. Вот основные составляющие дисковой тормозной системы:
- суппорт, дополненный поршнем;
- колодки;
- ротор, крепящийся к ступице.
Несмотря на удобство и надежность ручной тормозной системы, многие автолюбители все же недовольны ее работой. В результате они полностью меняют систему, после чего она почти не отличается от основного тормозного механизма.
Гидравлический ручной тормоз
Несмотря на удобство и надежность ручной тормозной системы, многие автолюбители все же недовольны ее работой. В результате они полностью меняют систему, после чего она почти не отличается от основного тормозного механизма. Гидравлический ручник в данном случае устанавливается на контур, то есть обслуживающий механизм колес. Основные составляющие механического тормоза полностью удаляются. Внешне такой механизм ничем не отличается от его классической версии. Сохраняется рычаг стояночного тормоза и храповое колесо. Но вместо тросов здесь присутствует гидроцилиндр, похожий на тот, что является составляющей частью основной тормозной системы. Суть данной системы заключается в том, что теперь давление в контуре задних колес возникает не только совместно с передним контуром, но и отдельно, при затягивании ручного механизма. Данная система носит название «гидравлический ручной тормоз». На сегодня многие автомобили выпускаются именно с таким вариантом ручного тормозного механизма. Но те, кто желают модифицировать классический механизм, поменяв его на гидравлику, может произвести замену самостоятельно либо доверить данную процедуру профессионалам из сервисного центра. Это достаточно распространенная услуга. Кран ручного тормоза по-прежнему блокирует задние колеса автомобиля, но обслуживание данной системы значительно упрощается. Не нужна подтяжка ручного тормоза, как в случае с тросовым ручником. Основное преимущество заключается в отсутствии уравнителя для правого и левого колеса. Гидравлика выравнивает давление во всех точках тормозного контура. Но гидравлический ручник имеет и один существенный недостаток: конструкция значительно теряет в надежности. Если механический ручник работал не зависимо от рабочей тормозной системы, то пробой контура и потеря жидкости в данном случае может оставить автомобиль вообще без средств остановки.
Электрический ручной тормоз
Электромеханический, или электронный тормоз, – это автономный прибор, которым управляет бортовой компьютер. Составляющие электрического ручника:
- электродвигатель;
- ременная передача;
- планетарный редуктор;
- винтовой привод.
Ручник устанавливается на суппорт задних колес. После подачи сигнала электродвигатель передает вращательное движение на планетарный редуктор. Он в свою очередь снижает обороты электродвигателя. Воздействие передается на винтовой механизм, который прижимает колодки к тормозным дискам.
Регулировка
Эффективность проверяют на сухой дороге с твёрдым покрытием. При торможении движения со скоростью 25 км/ч тормозной путь, до полной остановки, не должен превышать 9 метров. Разница длины тормозного левого и правого следов не должна превышать 1 метр. При несоответствии производят дополнительную регулировку опаздывающей стороны.
Настройка хода педалей
Настройка заключается в регулировке хода приводных педалей тормозов. Правильная регулировка обеспечивает равномерное торможения левой и правой стороны. Ход педалей должен составлять 70 – 90 мм для тракторов с малогабаритной кабиной, с большой обзорной кабиной свободный ход должен быть 110 -120 мм. Регулировку осуществляют изменением длины регулировочного винта 2. Увеличенный ход педали снижает эффективность торможения, уменьшенный ход приводит к преждевременному износу накладок дисков. Для достижения одновременного торможения сблокированными педалями ход педали левого тормоза должен быть на 5 -20 мм меньше хода правой.
Нехватка резьбовой части регулировочного винта при регулировке говорит о недопустимом износе тормозных дисков или контактных поверхностей.
Регулировка стояночного тормоза
Правильная настройка ручника даёт полное блокирование колёс и удержание трактора на уклоне 18 %. Регулировку производят в следующем порядке:
- устанавливают рычаг в переднее положение, ослабляя тормоз
- отворачивают контргайку регулировочного винта 1 и контргайку 7 после освобождают соединительный палец,
- поворачивают рычаг 4 и совмещают верхнюю кромку паза В1 рычага 2 с верхней кромкой паза В2 рычага 3 правой педали тормоза, а затем, вращая вилку 6, совместите отверстия рычага 4 и вилки 6 и вставьте палец 5
- Закручивая или выворачивая винт 1 выбирают положение, при котором затяжка тормоза рычагом с усилием 400 Н осуществится в положении между третьим и четвёртым щелчком фиксатора. В заключение затягивают контрольные гайки регулируемых тяг.
Контроль регулировки органов управления тормозной системы производят при плановом обслуживании с периодичностью 500 рабочих часов.
Регулировка привода управления пневматическими тормозами прицепа
Механический привод управления параллельно связан с приводом управления тормозным пневматическим краном. Для обеспечения своевременной подачи давления воздуха в рабочие камеры тормозов прицепа при торможении, производится настройка длинны тяги 1 «открытия тормозного крана» и усилия пружины 3 «предварительного сжатия» установленной на тяге. Длинна регулируется таким образом, чтобы в свободном положении органов управления тормозом зазор между верхними кромками пазов и рычагов 6 и 7 составлял 1-2 мм. Длина пружины 3 должна быть 37 мм и регулируется вращением упорной гайки 2 на резьбовой части тяги 1.
Для обеспечения достаточного усилия воздухом регулируется давление в пневмомагистрали управления тормозами прицепа. Для настройки отсоединяют тягу 1 привода в сочленении с пневмокраном под резиновым кожухом 8. Отворачивают проушину 9 сочленения на несколько оборотов и вращением регулировочной гайки устанавливают давление в магистрали 7,7 кгс/см2. Затем фиксируют положение контрогайкой, соединяют проушину с тягой и устанавливают резиновый кожух.
Ремонт обычно предусматривает смену тросика. Но зачастую водители сталкиваются с тем, что натяжение ослабло, и трос следует немного подтянуть.
При правильной настройке во время затяжки ручника должно быть не более 5-6 щелчков. Если их больше или меньше, настройка нужна обязательно. Суть регулировки заключается в том, чтобы поменять зазор между колодками и барабанами (или дисками). Меняется расстояние за счет изменения длины тросика.
Как на видео, так и в предлагаемой мной инструкции работа выполняется в такой последовательности:
- автомобиль поднимается и устанавливается на опоры, если нет эстакады, ямы или подъемника;
- рычаг тормоза выжимается на 1-3 щелчка;
- отыскать контргайку регулировочного узла и ослабить ее;
- прокрутить гайку регулировки и следить за натяжением;
- после этого рычаг полностью вытягивается;
- заднее колесо следует попробовать прокрутить;
- если колесо вращается с большим усилием, натяжка выполнена;
- затягивается контргайка, опускается рычаг;
- проводится повторный тест.
Помимо тестов в момент нахождения автомобиля в подвешенном состоянии, машину обязательно проверяют в реальных условиях. Как это сделать, вы уже знаете.
Сами наглядно видите, что ничего сложного в такой работе нет. Она выполняется буквально за 1 час.
Если у вас есть какие-то замечания, рекомендации или интересные истории, связанные с ручным тормозом, обязательно оставляйте отзывы.
Спасибо всем! Подписывайтесь, пишите комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!