Appletaxi.ru

Реальное авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шестерни раздатки Нива для ювелирного вождения на бездорожье

Однако, при всех достоинствах Нивы, на бездорожье автомобиль часто подводит недостаточно мощный двигатель. При пересечении местностей с неровностями, заболоченным грунтом, суглинками Ниве со штатным понижением в РК может не хватить момента.

Возникает парадоксальная ситуация: подготовленный автомобиль с установленной межколесной блокировкой и колесами увеличенного размера оказывается неспособен противостоять серьезному бездорожью.

Но это — только наиболее очевидная проблема.

Другой недостаток заключается в ускоренном износе узлов трансмиссии.

Устройство раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4, конструкция, привод, применяемые трансмиссионные масла.

Раздаточная коробка ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 крепится к полу кузова на двух резинометаллических кронштейнах. Для регулировки ее положения относительно фланца промежуточного вала отверстия в кронштейнах сделаны овальными, а между ними и кузовом могут быть установлены регулировочные прокладки.

Корпусные детали раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 отлиты из алюминиевого сплава. Соединены между собой шпильками и гайками. В верхней части картера выполнен лючок, закрытый штампованной стальной крышкой. Передняя крышка центрируется на картере по двум установочным штифтам. Между крышками и картером расположены картонные прокладки. При ремонте вместо них можно использовать герметик-прокладку.

Начиная с 2002 года завод-изготовитель устанавливает на автомобили Лада Нива раздаточные коробки с мелкомодульными шестернями. Это сделано с целью уменьшения уровня шума. Выпуск раздаточных коробок с крупномодульными шестернями в ОАО «АвтоВАЗ» прекращен. Внешне модернизированные раздаточные коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 ничем не отличаются от выпускавшихся ранее и в сборе полностью с ними взаимозаменяемы.

Устройство раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Устройство раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 Устройство раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Детали раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Детали раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Схема работы раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Схема работы раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Все валы, а также штоки вилок переключения передач и блокировки дифференциала уплотнены сальниками. В передней крышке выполнены два отверстия — заливное (оно же контрольное) и сливное.

Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках в гнездах передней крышки и картера. Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

Читайте так же:
Как отрегулировать фары на шевроле авео 2011

Внутреннее кольцо заднего подшипника зажато между буртиком вала и упорной шайбой гайкой на заднем конце вала. Гайку стопорят, вдавливая ее кромку в пазы на валу. Ведущий вал зафиксирован от осевого смещения установочным кольцом в проточке на наружном кольце заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой.

На ведущем валу расположены две ведущие шестерни:

— Передняя (большая) — высшей передачи. Она свободно вращается на термообработанной шейке вала.
— Задняя (меньшая) — низшей передачи. Она свободно вращается на термообработанной втулке, установленной на валу с натягом.

Шестерни имеют по два венца. Косозубые (большие) венцы находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми (малыми) соединяется муфта переключения передач при включении передачи. Муфта перемещается по ступице, жестко посаженной на шлицах вала между ведущими шестернями. В среднем положении муфты обе передачи выключены («нейтраль») и крутящий момент от двигателя не передается на колеса.

Промежуточный вал представляет собой блок двух косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала. Передняя шестерня, кроме того, находится в зацеплении и с ведомой шестерней, закрепленной на корпусе дифференциала. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: переднем — роликовом, заднем — шариковом.

От осевого смещения вал зафиксирован установочным кольцом в канавке наружного кольца заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой. Так же, как и у ведущего вала. В передний торец вала запрессована стальная ведущая шестерня привода датчика скорости.

Ведомая шестерня привода датчика скорости пластмассовая. Установлена на валике, вращающемся во втулке корпуса привода датчика скорости. Корпус закреплен на передней крышке раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Наименование и каталожные номера деталей раздаточной коробки 21213-1800020 для ВАЗ-21213 Лада Нива, ВАЗ-2131-01 и раздаточной коробки 21214-1800020 для ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-10, ВАЗ-21214-20 Лада 4х4 и ВАЗ-2131-41.

Наименование и каталожные номера деталей раздаточной коробки 21213-1800020 для ВАЗ-21213 Лада Нива, ВАЗ-2131-01 и раздаточной коробки 21214-1800020 для ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-10 и ВАЗ-21214-20 Лада 4х4

Вал привода переднего моста передним концом опирается на двухрядный шариковый подшипник в картере привода переднего моста, закрепленного на передней крышке раздаточной коробки. Внутреннее кольцо подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала. От осевого смещения подшипник зафиксирован стопорным кольцом, входящим в канавку картера привода переднего моста.

Читайте так же:
Как отрегулировать задний мост на ниве 2121

Задний шлицевый конец вала соединен с шестерней привода переднего моста дифференциала. Прямозубая шестерня на валу служит для блокировки дифференциала. Конструкция и установка вала привода заднего моста аналогична, но на нем нет шестерни.

Наименование и каталожные номера деталей привода раздаточной коробки и мостов ВАЗ-21213 Лада Нива, ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-10 и ВАЗ-21214-20 Лада 4х4.

Наименование и каталожные номера деталей привода раздаточной коробки и мостов ВАЗ-21213 Лада Нива, ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-10 и ВАЗ-21214-20 Лада 4х4

Наименование и каталожные номера деталей привода раздаточной коробки и мостов ВАЗ-2131-01 и ВАЗ-2131-41.

Наименование и каталожные номера деталей привода раздатки и мостов ВАЗ-2131-01 и ВАЗ-2131-41

Корпус дифференциала выполнен разъемным, обе его части соединены шестью болтами. Эти же болты крепят и ведомую шестерню к корпусу дифференциала. Последний установлен на двух шариковых подшипниках. Внутреннее кольцо переднего подшипника удерживается от смещения распорной пружинной шайбой, опирающейся на стопорное кольцо в проточке корпуса дифференциала.

В канавку на наружном кольце подшипника входит установочное кольцо, зажатое между передней крышкой раздаточной коробки и картером привода переднего моста. Таким образом, корпус дифференциала удерживается от осевого смещения передним подшипником. Задний подшипник не зафиксирован.

На передней части корпуса дифференциала выполнены шлицы, по которым перемещается муфта блокировки. При включении блокировки муфта соединяется с шестерней на валу привода переднего моста, соединяя его с корпусом дифференциала. В отверстиях корпуса дифференциала установлена ось сателлитов, удерживаемая двумя стопорными кольцами.

Под одним из колец находится пружинная шайба, препятствующая осевому перемещению оси сателлитов. Сателлиты (конические шестерни), расположенные на оси, находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода мостов. Между корпусом дифференциала и сателлитами установлены опорные шайбы. Их толщина подбирается так, чтобы осевой зазор шестерен привода мостов не превышал 0,10 мм, а момент сопротивления вращению — 14,7 Нм.

Трансмиссионные масла применяемые в раздаточной коробке ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Объем трансмиссионного масла, заливаемого в картер раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 — 0,79 литра. Детали раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 смазываются разбрызгиванием. Применяются трансмиссионные масла:

— С уровнем качества по API GL-4 и вязкостью 75W90 или 80W90.
— Универсальные API GL-4/GL-5 с вязкостью 75W90 или 80W90.

Управление раздаточной коробкой на ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Управление раздаточной коробкой на ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 ручное. С механическим рычажным приводом. Задним рычагом водитель переключает передачи. Передним — включает блокировку дифференциала. Конструкция приводов управления коробкой схожа. Рычаг качается в продольном направлении на оси, установленной в проушинах кронштейна спереди раздаточной коробки.

Читайте так же:
Как отрегулировать цепь грм на ниве
Устройство привода раздаточной коробки ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Устройство привода раздатки на Ниве

Для уменьшения трения в отверстие рычага вставлены пластиковые втулки. Нижний конец рычага входит в паз штока и фиксируется фигурной пружиной. Другой конец штока соединен с вилкой соответствующей муфты (переключения передач или блокировки дифференциала) и стопорится болтом. Шток на выходе из коробки уплотнен сальником и защищен от пыли резиновым гофрированным чехлом.

Для фиксации привода в выбранном положении служит шариковый фиксатор. Подпружиненный шарик входит в пазы на штоках. На штоке переключения передач их три:

— Для «нейтрали».
— Высшей передачи.
— Низшей передач.

На штоке блокировки дифференциала два:

В крышку привода переднего моста ввернут выключатель, замыкающий цепь контрольной лампы при включении блокировки дифференциала. Для выравнивания давления снаружи и внутри картера раздаточной коробки в заднюю крышку запрессован штуцер. На штуцер надета пластмассовая трубка, закрепленная на штуцере хомутом. Второй конец трубки выведен в моторный отсек.

Раздаточная коробка Нива 21213

Модель ВАЗ-21213 – легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокировкой дифференциала. Марка 21213 является рестайлинговой версией первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нивы 21213 имеет три передачи:

  • первую – с передаточным числом 1,2;
  • вторую, пониженную – с числом 2,135;
  • нейтраль.

21213 комплектуется 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач, и когда включена первая скорость раздатки, машина работает в стандартном режиме, передаточные числа в трансмиссии с 5-ст. КПП следующие:

  • 1 – 4,4;
  • 2 – 2,52;
  • 3 – 1,63;
  • 4 – 1,2;
  • 5 – 0,98.

При включении второго положения рычага раздаточной коробки (положение назад) передаточные числа меняются (понижаются):

  • 1 – 7,83;
  • 2 –4,48;
  • 3 – 2,90;
  • 4 – 2,14;
  • 5 – 1,75.

По обычным дорогам на раздатке постоянно включена первая передача, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающим редуктором) выдвинут вперед. Нейтральная передача РК разъединяет трансмиссию, и в таком положении автомобиль не едет, нейтраль есть также и в КПП.

Читайте так же:
Где отрегулировать клапана на ниве

Часто автомобилистами задается вопрос – зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке. Нейтраль используется при подключении к трансмиссии дополнительных агрегатов, например, механической лебедки, в этом случае должна быть еще установлена коробка отбора мощности.

Как снимать раздаточную коробку на ниве

Тюнинг опор РК

Схема размещения опор РК

Снять раздатку, чтобы потом была установлена третья опора, не так просто. Для этого понадобятся крестовая и плоская отвертка, ключи на 13 (трещоточный, рожковый, накидной). Порядок действий такой:

  1. Снимаем накладку на тоннеле пола в области рычагов управления (откручиваем 4 самореза).
  2. Откручиваем саморезы, крепящие накладку под рычагами (3 шт.).
  3. Отворачиваем рычаги в местах креплений, убираем накладку с резинками.
  4. Отключаем два виднеющихся в образовавшемся отверстии провода.
  5. Ставим машину на яму, домкрат или забираемся под нее.
  6. Отсоединяем карданы от раздатки (ключом на 13, кардан можно проворачивать рукой).
  7. Вынимаем тросик от спидометра, отворачивая рукой контргайку.
  8. Отсоединяем привод от КПП от раздаточной коробки.
  9. Снимаем раздатку с подвесных, откручивая гайки (лучше снимать на опору, установка производится в обратном порядке, после того как подготовлена третья опора).

В перспективе пониженные вибрации должны продлить сроки службы элементов трансмиссии, таких как провал, подшипник раздатки и кардан. Однако специалисты полагают, что третья опора раздатки для нивы может давать такой эффект, если она правильно сбалансирована, хорошо работает промвал, не люфтят карданы, подшипники и выходные валы.

Балансировка раздатки на Ниву — это искусство, т. к. коробка, как правило, смещена на расстояние от трех до восьми миллиметров. Для регулировки отпиливают кусок вылета одного кронштейна и надевают на другую ось. При этом гайки осей лучше сразу не затягивать, поскольку нужно проверять наличие минимальности зазоров (добавлять шайбы). Работы лучше производить на яме.

Дополнительная опора раздатки может улучшить качество поездки только в том случае, если она поставлена на крепкое днище. А «нивы», как и остальные изделия отечественного автопрома, известны своей склонностью к коррозии во всевозможных местах (может быть, «АвтоВАЗ» заботится таким образом об экологии: останки авто будут быстро и самостоятельно гнить, возвращая железо в природу). Поэтому на дно машины часто ставят подрамник (монолитную раму), который сам по себе несколько снижает вибрации, способствует разгрузке пола и увеличению регулировок по осям. Кроме того, он защищает картер раздатки естественным путем.

Замена раздаточной коробки производится, когда старый агрегат становится не ремонтопригодным и выполнять ее рекомендуется на смотровой яме.

Читайте так же:
Ручная регулировка фар шевроле лачетти седан

Порядок действий:

Снятие раздаточной коробки

  1. Демонтируйте накладку, которая расположена на тоннеле пола в месте установки органов переключения. Для этого открутите 4 самореза.
  2. Открутите 3 самореза, предназначенные для крепления накладки под рычагами. Вытащите рычаги и снимите накладку вместе с ними. Отключите провода, которые покажутся в специальном отверстии.
  3. Отсоедините кардан от раздаточной коробки. Для этого можно использовать ключ на 13. Открутите специальную контрующую гайку и вытащите трос спидометра. отсоедините от раздаточной коробки. Таким образом, мы освобождаем ее от КПП. Снимите раздаточную коробку, откручивая гайки специального подвесного устройства.
  4. Установите новый агрегат в обратной сборке последовательности.

На этом замена и ремонт раздаточной коробки Нива завершена. Как видите, это не сложная операция и выполняется собственными силами в условиях самого обычного гаража. Таким образом, можно сэкономить многие средства на услугах мастеров автосервиса.

Ставим подрамник на Ниву 21214: подробная инструкция с чертежами

Раздаточная коробка – один из основных источников вибрации и шума в ВАЗ 21214 и модернизированном Урбане.

Особенность обусловлена не только специфическими конструктивными решениями узла, но и способом крепления детали к автомобилю. Так, вместо монтажа на силовые компоненты кузова, как это принято в мировом автомобилестроении, инженерами реализован способ связи через сайлентблоки непосредственно к полу машины.

Результат – высокими темпами разрушающееся днище в точках зацепа и «расколбас» на скоростях выше 80 км/ч.

Один из способов снять напряжение – установка подрамника раздаточной коробки на Ниву. При этом владелец заметит снижение вибрационной нагрузки, увеличение естественного срока службы, а также защищенности трансмиссии.

Заключение

Рассмотренные особенности автомобиля «Нива» и тонкости в устройстве конструкции его трансмиссии делают его по-настоящему уникальным и обладающим повышенной проходимостью транспортным средством. Важно лишь учитывать нюансы применения и активации тех или иных функций полного привода. Удачи на дорогах!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды 5 Звезд(6 оценок, среднее: 3,50 из 5)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector