Как расшифровать маркировку и обозначения фар автомобиля
Как расшифровать маркировку и обозначения фар автомобиля
Маркировка фар используется для обозначения типа используемых ламп, а также строения оптики во всех автомобилях. С помощью кода можно определить, для галогена или ксенона разрабатывался рефлектор, узнать о несоответствии установленного оборудования.
Код должен отвечать следующим параметрам:
- быть четким, хорошо читаемым,
- находиться на видном месте,
- иметь исчерпывающую информацию о производителе, угле наклона светового пучка, сертификации,
- содержать обозначение, чьи стрелки указывают на месяц, год производства.
С помощью расшифровки можно определить, менялась ли автомобильная оптика из-за серьезной аварии.
Знак международного утверждения
Оптические приборы разных стран отличаются световым потоком, а также направлением угла светотеневой границы. Необходимая информация содержится на корпусе оптики в виде наклейки или отлива на пластике.
В классическом исполнении оптика маркируется пятью основными обозначениями:
- тип фары,
- используемые световые элементы,
- соответствие для определенного региона,
- предназначение для разных сторон движения,
- фирма-изготовитель.
Производители наносят техническую информацию на нижнюю кромку стекла. Для просмотра необходимой информации не требуется открывать капот.
Можно ли устанавливать реснички по ПДД 2021 года?
Это зависит от того, что именно вы подразумеваете под ресничками. Так повелось, что на сегодняшний день на фары ставят два совершенно не связанных друг с другом компонента:
- реснички-накладки на фары, которые по сути представляют собой обычные пластиковые пластины и служат декоративным элементом для красоты,
- оборудование, которое подключается к электрической сети машины и являются по сути дополнительными дневными ходовыми огнями.
И именно в зависимости от того, что мы подразумеваем под ресничками, и зависит, можно ли их ставить, согласно ПДД и другим законам.
Если это дневные ходовые огни?
И именно их устанавливать запрещено. Но не совсем Правилами дорожного движения, а специальным приложением к нему, перечисляющим список условий, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства.
Так, пункт 3.1 этого перечня говорит о том, что если количество, тип, цвет или режим работы не соответствуют требованиям конструкции, то ездить на таком автомобиле нельзя.
Это означает, что фактически вам нельзя ставить любой дополнительный источник света, который может быть признан световым прибором – то есть призванным освещать обстановку снаружи автомобиля.
За установку ресничек на фары, которые выполняют функцию ДХО, предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Но дополнительной мерой может стать аннулирование государственного учёта авто. Об этом мы поговорим немного ниже.
Если это накладки на фары?
А вот на этот счёт никаких требований и ограничений ПДД вместе со своими приложениями не содержит. Однако, это ещё не означает, что реснички, которые являются накладками, частично закрывающими фары, можно устанавливать.
Всё дело в том, что законодательство 2021 года регулирует целый ряд требований к устройствам освещения, в частности, к ближнему и дальнему свету фар:
- их количество,
- класс источника света,
- режим работы,
- цвет огней,
- загрязнённость,
- наличие дополнительных оптических элементов,
- угол наклона пучка испускаемого фарами света.
Для ответа на вопрос, разрешается ли ставить реснички на световые приборы, нужно, соответственно, ответить на главный вопрос – что из перечисленного выше нарушается при их установке. Но давайте о теории поговорим немного ниже. А пока о практике – что будет на дороге за такие «ресницы».
Где встречается маркировка
Коды изготовителя и вся необходимая информация указывается в двух местах. Где смотреть маркировку на фаре:
- на стекле фары;
- на пластиковом корпусе под капотом.
На старых моделях автомобилей код встречается на нижней стороне корпуса. Для просмотра всей информации необходимо полностью демонтировать и перевернуть световой прибор. Обозначение машины встречается в виде наклеек, которые отрываются со временем, после чего восстановить их невозможно.
Нанесение наклейки, которая не соответствует действительности, и установка непредусмотренных ламп карается административным штрафом и вынесением предписания для устранения неисправности.
Зачем левая и правая фары светят неодинаково
Опытные автолюбители могут заметить, что левая и правая фары светят неодинаково. Правый угол света фары находится немного выше левого (это необходимо для лучшей видимости знаков и пешеходов).
Что касается яркости освещения, то она должна быть одинаковой. Поэтому, если какая-то из фар светит хуже, то это говорит о неисправности.
Разобравшись в принципах формирования световых пучков и особенностях настройки фар, не составит никакого труда своевременно выявить неисправности в светотехнике машины.
Как используется информация с наклейки
Достаточно часто владельцы автомобилей сталкиваются с тем, что фары настроены неэффективно: дорога плохо освещена, а водители, едущие навстречу, могут быть ослеплены даже ближним светом. Эти проблемы устраняются правильной настройкой передней оптики. Подробно все детали такой процедуры описаны в руководстве по эксплуатации конкретной машины. Для самостоятельной настройки достаточно будет информации с наклейки.
Проверить эффективность работы фар и корректора можно следующим образом.
- В первую очередь, автомобиль нужно подготовить: из багажника убрать все вещи, особенно тяжелые, отрегулировать давление в шинах, заполнить бензобак. Дополнительно можно проверить состояние подвески и амортизаторов. Все это позволит зафиксировать «нулевой» уровень светового луча, от которого и будет вестись отсчет.
- Подготовленная машина устанавливается так, чтобы расстояние от передних фар до стены или другой вертикальной поверхности составляло 10 метров. Это среднее рекомендуемое расстояние. Некоторые производители рекомендуют производить настройку на 7,5 или 3 метрах, это можно уточнить в руководстве к автомобилю.
- На стене для удобства стоит сделать разметку: отметить центр каждого из пучков света от фар и центр машины.
- Если фары настроены корректно, то при показателе на наклейке в 1,3% на расстоянии в 10 метров верхняя граница света на стене окажется на 13 сантиметров ниже, чем источник света (нить накаливания в фаре).
- Проверку эффективнее всего проводить в темное время суток и при хорошей погоде.
Правильность работы фар важно время от времени проверять, так как в процессе эксплуатации автомобиля настройки сбиваются. Достаточно делать это раз в год или даже реже, если не проводилась замена лампочек (при этом могут сбиться отражатели). Проще всего провести проверку в автосервисе — это стандартная и недорогая процедура.
Не пренебрегайте правильной настройкой фар: при езде в ночное время очень важна быстрая реакция водителя. Неотрегулированные фары могут не осветить вовремя препятствие, что может привести к ДТП.
Это устройство, поддерживающее неизменным установленное положение оптической оси фары при изменении загрузки и условий движения автомобиля.
Свет, формируемый оптикой машины, настраивается при незагруженном автомобиле и на приведенном выше рисунке выделен желтым цветом. Однако световой поток меняется в зависимости от загрузки авто, смещаясь вверх или вниз от правильной оптической оси, что отображается на рисунке красным цветом. Для исправления такого изменения и служит корректор фар.
В самом простейшем виде принцип или описание работы будет таким – в машине предусмотрена возможность регулировать свет непосредственно из салона. Если загрузка авто стала другой, например, сели дополнительно пассажиры, или загружен багажник, то свет будет смещен вверх, что приведет к ослеплению встречных водителей. Чтобы избежать этого, имеется возможность изменения его направления, что позволяет, сместив луч света вниз или верх, восстановить нормальное освещение.
Описанный принцип, положенный в основу работы корректора, реализуется различными способами. На сегодняшний день корректировка может быть:
принудительного действия или автоматической, причем в двух вариантах, когда используется:
- статический корректор;
- динамический корректор.
Принудительная корректировка
При таком подходе управление световым потоком осуществляется вручную, для чего используется специальный переключатель в салоне автомобиля. Изменение его положения приводит к изменению положения осветительных приборов.
По типу используемого привода в таком устройстве существуют:
- электромеханический корректор фар;
- механический корректор фар;
- гидравлический;
- пневматический и др.
В качестве примера, как работает любое из упомянутых устройств, можно рассмотреть электрический корректор фар. Правильней будет его называть не электрический, а электромеханический. В его состав входят:
- переключатель положения;
- электрический моторедуктор, расположенный на каждой фаре;
- соединительные провода.
Принцип, по которому работает подобное устройство, достаточно прост. При смене положения переключателя в салоне автомобиля, электрический сигнал (напряжение) подается на моторедуктор. Его шток, один конец которого располагается на отражателе фары, смещается. Такое перемещение штока приводит к тому, что меняется положение связанного с ним отражателя и в конечном итоге – световой поток.
Автоматическая коррекция светового потока
Когда на автомобиле установлен автоматический корректор фар, водителю ничего не требуется делать дополнительно, в данном случае за него работает автоматика.
В ее состав входят:
- блок управления устройством;
- датчики дорожного просвета;
- исполнительные механизмы.
Как уже упоминалось, его работа может происходить в статическом и динамическом режиме. При статическом режиме автоматика контролирует клиренс автомобиля, и при его изменении, вследствие дополнительной загрузки машины, блок управления отправляет электрический сигнал на исполнительные механизмы для корректировки положения осветительных приборов.
Однако, такого режима работы, с началом применения ксеноновых ламп, оказалось недостаточно. Генерируемый ими световой поток настолько мощный, что даже его кратковременное воздействие способно ослепить водителей, движущихся навстречу. Поэтому для предотвращения подобного явления появился динамический корректор.
Его главное отличие – быстродействие. Работа такого корректора способна за доли секунды изменить направление светового потока. Это позволяет удерживать световой поток в заданных границах при ускорении автомобиля, его торможении, движении в поворотах и на неровной дороге. Благодаря этому при правильной регулировке даже яркие фары не ослепляют встречных водителей при совершении маневров.
Корректор фар стал обязательным элементом конструкции автомобиля. Его использование повышает безопасность движения ночью, благодаря обеспечению постоянной освещенности дорожного полотна и уменьшению возможности ослепления других водителей.
Вопросы выбора, замены и эксплуатации автомобильные фары
Для выбора новой оптики необходимо учитывать конструкцию, особенности и характеристики старых изделий, в идеальном случае следует покупать фару той же модели. Если же речь идет о противотуманках или фарах-искателях и прожекторах, которых не было на автомобиле, то здесь следует учитывать возможность установки этих приборов на автомобиль (наличие соответствующих кронштейнов и т.д.) и их характеристики.
Отдельное внимание нужно уделить выбору блок-фар. Сегодня они, как правило, представлены в двух вариантах — с прозрачным (белым) и желтым сегментом указателя поворота. При выборе фары с желтым сегментом указателя поворота необходимо покупать лампу с прозрачной колбой, при выборе фары с белым сегментом указателя поворота необходимо покупать лампу с желтой (янтарной) колбой.
Замена фар производится согласно инструкции по эксплуатации и ремонту автомобиля. После замены необходимо выполнить регулировку фар по той же инструкции. В простейшем случае эта работа выполняется с применением экрана — вертикальной плоскости с разметкой, на которую направлен свет фар, в качестве экрана может выступать стена, гаражные ворота, ограждение и т.д.
Для ближнего света европейского типа (с ассиметричным световым лучом) необходимо добиться, чтобы верхняя граница горизонтальной части светового пятна располагалась чуть ниже центра фар. Для определения этого расстояния можно использовать следующую формулу:
где h — расстояние от оси фар до верхней границы пятна, H — расстояние от поверхности дороги до центра фар, L — расстояние от автомобиля до экрана, единица измерения — мм.
Для регулировки необходимо ставить автомобиль на расстоянии 5-8 метров от экрана, величина h должна лежать в пределах 35-100 мм в зависимости от высоты автомобиля и расположения его фар.
Для дальнего света нужно добиться, чтобы центр световых пятен лежал примерно на половине расстояния от оптической оси фары и границы светового пятна ближнего света. Также оптические оси фар должны быть направлены строго вперед, без отклонений в стороны.
При правильном выборе и регулировке фар автомобиль получит качественную светотехнику, отвечающую требованиям стандартов, и обеспечивающую безопасность на дороге при движении в темное время суток.
Установка диодных фар вместо галогеновых
Рассмотрим еще один вариант — полная замена галогеновых фар на светодиодные. При этом имеет место нарушение того же пункта 3.1 и штраф за нарушение составляет 500 рублей.
Однако в данном случае есть возможность легализовать светодиодные лампочки. Для этого нужно получить свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, а затем перерегистрировать автомобиль в ГИБДД.
Так что при наличии документов на светодиодные фары их можно узаконить и не платить штрафы.
Кроме того, дело обстоит гораздо лучше, если на транспортные средства аналогичной модели устанавливаются светодиодные фары. В этом случае водителю не придется проходить проверку на соответствие безопасности. Пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента таможенного союза:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Для выполнения условий регламента нужно установить фары, которые устанавливаются на автомобили аналогичной модели. Подобная замена не должна вызвать проблем при общении с сотрудниками ГИБДД.
В заключение хочу отметить, что замена галогеновых фар на светодиодные может вызвать проблемы в работе электроники автомобиля. Это связано с тем, что разные типы ламп обладают разным сопротивлением. Так что на практике может быть недостаточно просто поменять фары и придется дополнительно менять блок управления ими. Имейте это в виду.