Проводка мопеда Альфа: как работает и к чему подсоединяется
Проводка мопеда «Альфа»: как работает и к чему подсоединяется
Беда китайского мотоцикла «Альфа» в нескольких вещах: амортизаторах, металле и проводке. Остальное заменяется хозяином достаточно быстро (масло, бензин, заводские шины). Именно проводка имеет достаточно много вариантов поломок и заставляет владельцев китайских мопедов потратить много нервов в попытках ее починить. В результате проводка мопеда «Альфа» очень скоро начинает выглядеть как гнездо какой-нибудь птицы и без схемы тут не обойтись. Как разобраться в путанных проводах?
Почему искра становится слабой?
Есть несколько причин, из-за чего на мопеде Альфа может быть слабая искра. Поломки нужно искать в следующих системах:
- генератор;
- свеча зажигания;
- аккумулятор;
- трамблер;
- катушка зажигания.
При диагностике нужно продвигаться последовательно, проверяя каждую систему, пока неисправность не будет найдена.
Генератор
Если на мопеде Альфа есть искра, но слабая, нужно начать с проверки генератора. Это система, которая отвечает за создание электрического импульса для старта мотора. Нужно осмотреть прибор и контакты. Если есть видимые дефекты (например, провод оголен или контакт плохой), нужно их устранить. Нужно посмотреть повреждения на катушке. Если они есть, нужно заменить узел. Иногда приходится ставить новый генератор.
Свеча зажигания
Слабая искра в мопеде Альфа может объясняться неправильной работой свечи зажигания. Если с генератором все нормально, нужно осмотреть этот элемент. Если есть трещины, другие дефекты, свечу нужно заменить.
Если на свече есть нагар, его нужно убрать. Если цвет изолятора поменялся, стал черным или, наоборот, светлым, нужно правильно настроить соотношение топливной смеси. Пропорция воздуха и бензина должна быть правильной. Если удастся аккуратно очистить свечу, ее можно использовать снова или возить с собой в качестве запчасти.
Аккумулятор
Еще одной причиной слабой искры в мопеде Альфа может стать низкий заряд батареи. В двухколесниках этой модели используются аккумуляторы с зарядом 12 В. Но если оказывается, что батарея не выдает выше 9В, ее нужно правильно обслужить или заменить. Заряжать аккумулятор нужно при помощи специального устройства. Если используется неподходящий прибор, батарея быстро выйдет из строя. При низком заряде аккумулятора может быть слабая искра на свече мопеда Альфа. Если он разряжен, запустить мотор может быть сложно. Искра может отсутствовать вообще.
Как проверить трамблер?
Причиной слабой искры мопеда Альфа может быть неисправность трамблера. Возможно, подходящие к нему провода имеют слабый контакт. Нужно проверить, нет ли повреждений контактов. Внешнее состояние исправного трамблера должно быть нормальным, без следов дефектов. Если на контактах высоковольтных проводов видны следы ржавчины, нужно их очистить.
Катушка зажигания
Если причиной поломки является неисправная катушка, искры, скорее всего не будет вообще. Но возможна ситуация, когда она продуцируется, но мощности будет недостаточно. Чтобы проверить этот узел, нужно подсоединить небольшую лампочку. Если при работе катушки свет зажигается, катушка исправная.
Если самостоятельно найти причину слабой искры не удастся, можно обратиться к профессионалам. Мастер проведет диагностику и найдет неисправность.
Подключение прибора
1. Если разводка на 3 провода, а вы купили прибор на 2.
Зеленый провод (массу) можно подключить в любом удобном для вас месте (наиболее удобно замкнуть его на раму). Желтый провод подключается к желтому проводу с генератора. Если это неудобно, можно подключиться к желтому проводу с реле регулятора.
Если после этой процедуры стрелка тахометра при включенном двигателе показывает завышенные или заниженные обороты, воспользуйтесь настроечным винтом на обратной стороне тахометра и настройте обороты на холостом ходу (они должны быть указаны в руководстве по эксплуатации).
2. Особенности подключения тахометра на 3 провода.
Как и в предыдущем случае, минус (зеленый) замыкается на раму в любом удобном месте, плюс (черный) замыкается на плюсовую клемму аккумулятора. Желтый подключается к черно-желтому проводу катушки зажигания. Как вариант, можно подключиться к черно-желтому проводу выхода с коммутатора, если к катушке зажигания трудно подобраться. С одной стороны, подключаться к катушке удобней, но иногда к проводам тяжело подобраться поскольку для этого необходим демонтаж воздушного фильтра.
Проблем с подключением как первого, так и второго приборов не должно возникнуть. Главное помнить, куда необходимо подключать информационный (желтый) контакт.
Особенности электрооборудования
Проводка на Дельту и все электрооборудование достаточно традиционно.
- генератора с маховиком;
- электрического стартера (с реле);
- катушки зажигания;
- электронного реле напряжения;
- свечи зажигания;
- аккумуляторной батареи;
- электронного коммутатора;
- замка зажигания;
- реле поворота.
Данный список вполне понятен большинству мотолюбителей, имеющих опыт обслуживания отечественной техники. Тем более, что проводка мопеда Дельта традиционная – 12-ти вольтовая, с минусом «на массу».
Уверены, что представленные в статье схемы помогут вам в обслуживании мопедов китайского производства. А заводская инструкция проинформирует о других особенностях той или иной модели.
Как проверить РР мультиметром на мопеде?
Проверку реле-регулятора на китайском скутере проводят с применением мультиметра с функцией вольтмерта. Для этой цели обычно применяют простой DT-830 (или аналог). Диагностику и замер напряжения на выходе лучше проводить на снятом приборе.
Алгоритм проверки:
- Нужно открутить обтекатель с центральной фазой и найти на раме прибор с 4 проводами: красным, зеленым, желтым и белым.
- Затем завести скутер и на холостом ходу проверить напряжение: замерить его между зеленым и красным проводом, выставив мультиметр на предельное значение 20 В.
- Если на дисплее мультиметра показана цифра 14,6-14,8 В ― это норма. Для стабилизаторов на китайских мопедах это рабочее штатное напряжение. Если же на холостом ходу мультиметр показывает значение 15-16 В ― это высокий показатель напряжения. Это говорит о неисправности реле-регулятора.
- Затем нужно проверить напряжение, поступающее на осветительные лампы. На центральную лампу ближнего (дальнего) света подаётся переменное напряжение, поэтому мультиметр следует перевести в режим измерения переменного тока с параметром 20 В.
- Далее замеряем напряжение между зеленым и желтым проводом (зеленый ― общая электросеть мопеда). Если мультиметр показывает напряжение сети до 12 В, значит электроприборы работают без дополнительной нагрузки.
- Если же на холостом ходу это значение 16 В и выше, а при резком увеличении оборотов двигателя подскакивает до 25 В ― прибор не стабилизирует напряжение и, следовательно, не работает. При таких показаниях прибор нужно заменить на новый.
На скутерах 4Т реле-регулятор проверяют при помощи тестера. Обычно для этих целей используется механический тестер, хотя есть и электронные модели.
Для того чтобы сделать измерение, нужно:
- переключить прибор в режим «КилоОм» и снять регулятор;
- затем поставить щупы на первую пару выводов (АВ). Тестер должен показывать значение не более 18 кОм;
- после этого меняем положение щупов на выводах в обратном направлении (ВА) и замеряем напряжение еще раз ― на приборе стрелка должна показывать 0;
- затем устанавливаем щупы на следующую пару выводов (СД) и замеряем показания на этой паре;
- меняем местами щупы (ДС) и замеряем показатель повторно;
- остальные замеры не имеют контакта и не проверяются. Показатель при их проверке должен быть нулевой.
Таким способом проверяются регуляторы на популярных японских моделях с малым объёмом двигателя таких брендов, как Honda (Leard, Dio, Tact), Suzuki, Yamaha.
Заменить неисправный реле-регулятор на скутере не составит труда
Как правильно настроить самоделку
Чтобы проверить устройство на практике и установить угол опережения зажигания, делаем следующее:
- Прогреваем двигатель и оставляем его работать на холостом ходу.
- Подключаем самодельный стробоскоп к источнику питания.
- Наматываем медный датчик на жилу первого цилиндра.
- Направляем источник света на специальную метку, которая нанесена на корпус.
- Находим неподвижную точку на шкиве маховика.
- Чтобы две точки сошлись, необходимо вращать корпус зажигания и после зафиксировать его в определённом положении.
На практике самодельные стробоскопы ничем не уступают заводским. Главное, правильно собрать схему и проверить работу устройства. Изготовленные стробоскопы в домашних условиях обойдутся совсем недорого и могут быть легко отремонтированы при необходимости.