Appletaxi.ru

Реальное авто
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мини Купер» на минималках: чего не хватает KIA Soul II поколения

салон киа соул

Первый Soul был провокационным, но во многом компромиссным. Прямо видно, как KIA хотела удивить масс-маркет retro-style хэтчем, но деньги вкладывать не спешила. И под маску стиляги упаковала бедный во всех смыслах автомобиль.

Со вторым поколением они осмелели. И к незаурядному экстерьеру добавился соответствующий интерьер: броская прострочка в цвет кузова на селекторе АКПП, витиеватая консоль со вписанным монитором медиасистемы, геометрически неправильной, но чертовски стильной формы руль в версии GT. Качество материалов отделки, правда, все-таки выдает KIA: игры в дизайн не маскируют дешевизну пластика и кожзама на креслах.

Сами кресла, кстати, классные: с претензией на спортивный профиль. Еще и с электрорегулировками в дорогих версиях, то есть еще и с заявкой на высокий класс обслуживания. На него же намекают и другие опции с более статусных автомобилей: обогрев руля, например, камера заднего вида, панорамная стеклянная крыша, в конце концов.

В целом свои 650 тыс.-1 млн рублей, которые за него просят на вторичке, Soul отыгрывает с запасом. Он оснащен не хуже иных современных авто среднего класса и свою бюджетность выдает, только если придираться и вглядываться.

Не избежать придирок по части салона и перевозки грузов — это основные проблемы «КИА Соул ». То есть понятно, конечно, что машина городская, но даже для городской машины 354 литра багажника — негусто. Как невелик и запас пространства для задних пассажиров: им и крыша давит, и ноги девать некуда.

Так что за стиль ему два плюсика сразу (интерьер/экстерьер), а вот по удобству — один, и тот с натяжечкой — за широкий список опций и богатое оснащение.

Кубик с душой: ремонт и обслуживание Kia Soul II

Всегда радует, когда владелец автомобиля сам предлагает свою машину для обзора. Как правило, такой хозяин действительно свой автомобиль знает, не скрывает его слабые стороны, да и в целом оценивает его объективно. Именно таков владелец Kia Soul, который мы будем сегодня рассматривать. И упор сделаем не на замену тормозных колодок или сервисного ремня (об этом можно почитать уже где угодно), а на то, с чем столкнётся обладатель этого по-своему замечательного корейца. А столкнётся он, возможно, не только с хорошей динамикой и ярким экстерьером, но и с некоторыми неприятностями, к которым лучше быть готовым заранее.

Чуть-чуть истории

S oul, как известно, в переводе с английского – душа. Поэтому многие «киаводы» не заморачиваются с выбором имени собственного для своего автомобиля, а называют их кто «душенькой», кто «душкой», кто и просто «душой». Что ж, с названием автомобилю повезло – никаких пресных «ласточек» и «ладушек». Да и поводов придумать ругательные названия автомобиль в целом не даёт, как-никак эта машина выигрывала и немецкий Red Dot Design Award за свой дизайн, и английский Towcar of the Year, и американский Top Safety Pick.

А началось всё просто: в Kia Motors Corporation решили, что в линейке их автомобилей есть серьёзная брешь между довольно компактным Kia cee’d и вполне взрослым и объёмным Kia Sportage. Рисовал будущий Соул Петер Шрайер, который до этого более двадцати лет работал в Volkswagen и сделал облик, например, первого Audi TT , VW Passat B5 и VW Golf IV. В результате в 2008 году на Парижском автосалоне показали серийный образец нового автомобиля, и в этом же году Соул появился в продаже в Южной Корее, а годом позже – в Европе и США. Американцам повезло больше всех: в припадке иррациональной любви к племянникам дяди Сэма корейцы дали им возможность рассекать по дорогам на машинах с двухлитровым двигателем на 140 л. с., которого не было в Европе и России.

Читайте так же:
Регулировка сцепления киа рио 3 2012 года

В 2011 году Soul пережил рестайлинг, в ходе которого российских покупателей серьёзно обидели. Европейцы, наконец, дождались своего 140-сильного мотора, американский двухлитровый агрегат стал развивать все 164 л. с. А вот покупатели в России опять были вынуждены выбирать между 1,6-литровыми бензиновым и дизельным двигателями – другого нам предложить не захотели. Зато, как и всем, поменяли коробки, теперь вместо пятиступенчатой механической и четырёхступенчатой автоматической коробок на Соулы ставили шестиступенчатые МКПП и АКПП.

Последнее поколение Kia Soul появилось в России в 2014 году. Как раз о такой машине и пойдёт речь. Наше авто выпущено в 2015 году, его пробег составляет 47 тысяч километров. «Изюминкой» экземпляра можно смело считать турбодизель – таких машин не так уж много. Комплектация автомобиля «премиум», обслуживает его владелец у дилера. Кстати, и ремонтирует тоже. Давайте посмотрим, зачем Соулу гарантийный ремонт и чему стоит уделять повышенное внимание.

5 двигатель

Двигатель

Мощность мотора D4FB не заставляет вставать дыбом волосы на коленке – всего 128 л. с. Но прелесть дизеля совсем не в «лошадках», а в максимальном крутящем моменте. Тут он составляет 260 Нм, а даже у самого мощного 1,6 GDI он всего 161 Нм. Вроде бы преимущество очевидно, но дизель, да ещё турбированный… Не каждый рискнёт. Как он себя ведёт?

За весь пробег мотор ни разу не попросил подкрадываться к нему с гаечным ключом наперевес. Но нужно сделать ремарку: владелец автомобиля относится с обслуживанию своего Соула с душой. Замена масла – каждые 5 000 км, воздушный фильтр тоже он меняет чаще, чем того требует регламент. Скорее всего, не зря: старый воздушный фильтр обычно оказывается уже слишком грязным (машина с владельцем живут за городом, и этот фактор тоже стоит учитывать). Наверное, это как раз те операции, проведение которых владельцам дизельных машин есть смысл освоить.

С заменой воздушного фильтра никаких вопросов не возникает. Нужно лишь откинуть две защёлки, вынуть старый фильтр и вставить новый – быстро и просто. Сам фильтр стоит 750 рублей, но на нём экономить не надо, может в итоге выйти себе дороже.

Для замены масла лучше заехать на подъёмник или смотровую яму – иначе старое масло не слить. Защиты двигателя в заводском исполнении нет, есть только пластиковый пыльник, но и его придётся откручивать.

Масляный фильтр необходимо снимать сверху. Причём менять надо будет только сам фильтрующий элемент (картридж), стоимость которого около пятисот рублей. Корпус масляного фильтра пластиковый, поэтому орудуя головкой на 28 для его снятия, не стоит прилагать всю имеющуюся в руках силу, особенно при его закручивании.

В комплекте с фильтром идут два резиновых уплотнительных кольца. Некоторые не в меру жадные дилеры пытаются продать их отдельно, не верьте им. Более того, даже одноразовая шайба сливной пробки есть в комплекте, и за неё тоже дилеру платить не надо! Хотя как раз за неё обычно денежку и выманивают.

Много копий сломано в спорах о том, какое масло можно и нужно заливать в дизельный мотор «корейца». Руководство настаивает на спецификации API Service CH-4 или выше, ACEA B4. Владелец предпочитает Лукойл Claritech, хотя до этих стандартов масло не дотягивает. Почему? Масла нужно много (5,2 литра), и менять его приходится часто, раз в 5000 км. Компромисс цены и качества владельцу кажется оптимальным.

Никаких нареканий к работе мотора у владельца Соула нет. А вот некоторые другие хозяева этих автомобилей сталкивались с двумя поломками. Первая – выход из строя паразитных роликов сервисного ремня. Как правило, дилер их менял по гарантии, правда ремень предлагали поменять за свой счёт (он стоит около 1 200 рублей).

Читайте так же:
Регулировка ступичного подшипника киа рио

Вторая поломка гораздо более неприятная. Да-да, нередко требовалась замена турбины. Само собой, поводов для признания случая не гарантийным пытались найти десятки, в первую очередь отказывали как раз тем, кто менял масло самостоятельно. Течь, а затем и шум появлялись при пробеге 20-30 тысяч километров, но я бы не стал называть поломку турбин правилом – скорее, это исключение, редкое, но очень неприятное.

Ну и, конечно же, до сих пор встречаются грустные истории о гибели топливной аппаратуры после заправки некачественной соляркой. Если честно, то в 9 случаях из 10 такой исход был «немного предсказуем» – владельцы Соулов наудачу заправлялись на noname-заправках где-то в глубинке, не рассчитав запас хода в путешествии. Чего вам категорически не советуем делать! Только проверенные сетевые АЗС крупных нефтяных компаний, которые в случае чего можно попробовать хотя бы привлечь к суду.

Последнее, о чём хотелось бы предупредить, это об аккумуляторной батарее. 480 ампер пускового тока для дизельной машины – не совсем хорошо, и к штатному аккумулятору иногда появляются претензии. Само собой, мы не рассматриваем случаи с «умершими» свечами накала: тут уже любая АКБ будет бессильна что-либо сделать, но массовых жалоб на работу свечей среди владельцев Соула пока не встречается.

DSC_0192

4 трансмиссия

Трансмиссия и ходовая часть

Отметим честность Киа: жидкость АКПП тут бессмертной не считается, и по регламенту её надо менять при пробеге 90 тысяч километров. Большой статистики поломок «автомата» нет, но многие говорят о не самой высокой надёжности соленоидов (например, электрорегулятор PWM). Для увеличения ресурса АКПП можно советовать только одно: менять жидкость чаще, чем предлагает производитель. Лучше всего – на пробеге 40-50 тысяч км. А если мучают сомнения, то почитайте наш аналитический материал по теме. Замена в сервисе обойдётся около двух тысяч рублей — сумма невеликая, а эффект значительный. Кстати, на дорестайлинговых машинах с четырёхступенчатым «автоматом» на коробке был щуп, с помощью которого можно было узнать уровень масла и даже приблизительно оценить его состояние. На современных «шестиступках» щупа нет.

Коробка нашего автомобиля пока работает хорошо, и в поездке я не заметил ни рывков, ни пинков. Но вообще многие отмечают не самую ровную работу «автомата», причём особенно заметны пинки при торможении двигателем и переключениях со второй передачи на третью. При обращении к дилеру обычно получают стереотипный ответ – так и надо, не волнуйся. Действительно, пока машина на гарантии, можно не волноваться, но всё же полностью исправная коробка никаких пинков давать не должна. На нашей машине, во всяком случае, их нет.

едет почти так же, а вот аппетит вырастает на литр-полтора. Что-то с логикой явно не так.

Подвески Киа Соул просты и надёжны: независимая, пружинная, типа МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости спереди и балка с гидравлическими телескопическими амортизаторами сзади. Нареканий она не вызывает (кроме чуть избыточной жёсткости, но это дело вкуса), да и в ремонте она не слишком дорогая. Владелец нашего Соула решил заменить шаровые опоры только для собственного спокойствия, перед дальней дорогой. Стоит опора 1 200 рублей, замена в мультибрендовом сервисе может стоить сущие копейки (от 300 рублей): шаровые на болтах, ничего перепрессовывать не надо.

А вот к тормозам претензии есть. Передние тормозные диски изношены сверх всякой нормы, и их придётся менять в ближайшем будущем. Оригинальные диски лучше не покупать, они слишком мягкие, и такой износ даже к 30 тысячам км пробега – случай далеко не единичный. Оригинальные диски стоят около двух с половиной тысяч рублей за штуку, приличные TRW – три тысячи за пару. Вот их лучше и взять. И уж если браться за тормоза, то передние колодки обойдутся в 3 500 рублей, замена в сервисе – рублей по 600-700 за передние и почти столько же за задние. Впрочем, вот как раз эту операцию и можно выполнить самому, тут никаких тонкостей нет.

Читайте так же:
Регулировка сцепления киа пиканто 2006

Пока машина стоит на подъёмнике, обратим внимание на одну деталь: глушитель на Киа Соул висит неприлично низко, и первое, чем машина зацепится за препятствие на плохой дороге, это как раз глушитель. Именно такая штука с ним уже и случилась, следы чего отлично видны на банке. Иногда Соул называют кроссовером, но это далеко не так. Дорожный просвет – всего 164 мм, да и привод только передний. Добавьте сюда болтающийся под брюхом глушитель и подумайте сами, настолько ли это кроссовер, насколько его хотят таким представить маркетологи.

Перечень работ при ТО-1 — 15 000 км. пробега

Замена АКБ

Замена АКБ

Первый осмотр производится, как было сказано выше, когда машина проезжает 15 000 км. Специалисты внимательно изучают состояние машины:

  • как работает аккумулятор;
  • хорошо ли функционирует бортовой компьютер и электронные системы;
  • есть ли ржавчина или царапины на кузове;
  • как со своей задачей справляются тормоза: не пора ли менять колодки, жидкость или подтягивать педаль;
  • нормально ли вентилируется салон;
  • нет ли протечек в баке и других составляющих топливной системы;
  • не износились ли покрышки, отвечает ли требованиям давление в колесах;
  • как работают фары и габаритные огни, не нужно ли настроить направление луча;
  • нормально ли функционируют дефлекторы обогревателя, кондиционера, климат-контроля;
  • всё ли в порядке с проводкой;
  • в каком состоянии днище.

Вот, что входит в первое техобслуживание. Также в обязательном порядке заливается свежее машинное масло и меняется фильтр.

Как отрегулировать свет на Киа Рио 3

Для регулировки света потребуется корректировщик, (если в авто нет гидрокорректировщика), и технические приборы.

Выполняют следующие действия:

  • бак полностью заливают топливом;
  • за руль садится помощник, с идентичным владельцем авто весом;
  • измеряется давление в шинах;
  • осветительные приборы осматриваются на предмет сколов и других повреждений;
  • исследуют подвеску;
  • машина отгоняется на 10 метровое расстояние от стены;
  • на стене изображают горизонтальную линию, указывающую на промежуток между внутренними границами фар, эти места отмечаются точкой;
  • наносятся две дополнительные линии: одна на 12 см ниже основной, вторая — на 20 см выше;
  • выкручивая рукоятку корректора ширины освещения, перемещать его в начальное положение, таким образом определить максимальное совпадение нижней линии с верхней границей светового луча;
  • световое пятно противотуманной фары должно граничить с верхней линией;
  • точка пересечения обоих лучей должны соответствовать нижней и верхней прямой;
  • следят за параметрами корректора, чтобы они сохраняли начальное положение.

Очевидно, что настроить и отрегулировать фары под силу любому владельцу автотранспорта. Выполнять регулировку лучше в темноте, когда солнечный свет не мешает отмечать направление светового луча, и желательно с ассистентом, с которым можно будет сравнить свои наблюдения и скорректировать действия.

Шины, диски на Киа Соул (Kia Soul)

Шины, диски на Киа Соул

Kia Soul — автомобиль, класс которого близок к мини-SUV, был впервые представлен публике в 2008 году. Несмотря на то, что длина машины невелика, колесная ее база отличается значительным размером, способным предоставить комфортные, просторные места каждому пассажиру.

Максимальная скорость авто 176-200 км/ч, а разгон до нее составляет всего 7,8 с.

Какие типоразмеры шин и дисков для автомобиля Киа Соул рекомендует компания KOLOBOX?

Для подбора оптимальных летних и зимних покрышек необходимо сначала определить их размер. В этом поможет таблица ниже, а также знание двух параметров:

  • Год выпуска транспортного средства.
  • Его модификация.

В левой части таблицы размещены характеристики автомобильных шин, а в правой — колесных дисков. Обратившись в компанию KOLOBOX, каждый счастливый обладатель КИА Соул сможет найти оптимальный вариант автошин.

KIA SOUL 01.01.2009 — 01.01.2013 I(AM) 1,6
Передняя ось и задняя осьПередняя ось и задняя ось
R15R15
Замен205/60R15зимниелетниеОриг6×15 5*114,3 d67-67.1 ET44литьештамп.
Замен195/65R15зимниелетниеЗамен6-8×15 5*114,3 d67.1-100 ET20-54литьештамп.
R16R16
Ориг205/55R16зимниелетниеОриг6.5×16 5*114,3 d67-67.1 ET51литьештамп.
Замен225/50R16зимниелетниеЗамен6-8×16 5*114,3 d67-100 ET20-54литьештамп.
R17R17
Замен225/45R17зимниелетниеЗамен6.5-8×17 5*114,3 d67-100 ET20-54литьештамп.
Замен245/40R17зимниелетние
R18R18
Замен245/40R18зимниелетниеОриг7×18 5*114,3 d67-67.1 ET40-54литьештамп.
Замен225/45R18зимниелетниеЗамен7-9×18 5*114,3 d67-100 ET20-54литьештамп.
KIA SOUL 01.01.2013 — 01.01.2016 II 1,6/2,0
Передняя ось и задняя осьПередняя ось и задняя ось
R16R16
Ориг205/60R16зимниелетниеОриг6.5×16 5*114,3 d67-67.1 ET47литьештамп.
Замен6-8×16 5*114,3 d67-67.1 ET20-55литьештамп.
R17R17
Ориг215/55R17зимниелетниеОриг6.5×17 5*114,3 d67-67.1 ET51литьештамп.
Замен6-9×17 5*114,3 d67-100 ET20-55литьештамп.
R18R18
Ориг235/45R18зимниелетниеОриг7.5×18 5*114,3 d67-67.1 ET55литьештамп.
Замен7-9×18 5*114,3 d67-100 ET20-55литьештамп.
KIA SOUL 01.01.2016 II(рестайлинг) 1,6/2,0
Передняя ось и задняя осьПередняя ось и задняя ось
R16R16
Ориг205/60R16зимниелетниеОриг6.5×16 5*114,3 d67-67.1 ET47литьештамп.
Замен6-8×16 5*114,3 d67-67.1 ET20-55литьештамп.
R17R17
Ориг215/55R17зимниелетниеОриг6.5×17 5*114,3 d67-67.1 ET51литьештамп.
Замен6-9×17 5*114,3 d67-100 ET20-55литьештамп.
R18R18
Ориг235/45R18зимниелетниеОриг7.5×18 5*114,3 d67-67.1 ET55литьештамп.
Замен7-9×18 5*114,3 d67-100 ET20-55литьештамп.
Читайте так же:
Регулировка схождения задних колес киа спортейдж

На сегодняшний день Kia Soul, выпускаемый с 2009 года, обладает тремя модификациями. Рестайлинговая модель предполагает следующие размеры покрышек: 205/60 R16, 215/55 R17 и 235/45 R18. Ширина резины варьируется от 205 до 235, профиль от 60 до 45 %, а диаметр от 16 до 18 дюймов.

Подбираем зимние шины для автомобиля Kia Soul

Зимняя резина для Kia Soul

В холодное время года дорожное покрытие не может обеспечить должный уровень сцепления, поэтому главный параметр при выборе комплекта резины на зиму — это качественное сцепление, надежность и высокий уровень управляемости.

Первый вопрос, с которым сталкиваются водители Соул, это какие автопокрышки выбрать: шипованные или так называемые “липучки”? В первую очередь ответ на этот вопрос зависит от региона эксплуатации автомобиля. Шипы и “липучки” обладают различными характеристиками при вождении по льду и рыхлому снегу, поэтому необходимо ориентироваться по климатическим условиям в своем регионе.

Варианты моделей на зиму:

Зимние шины для Киа СоулPirelli Winter Sottozero Serie II
Pirelli Winter Sottozero Serie III
Maxxis NP3 Arctic Trekker
Tunga Nordway2
Sailun Ice Blazer
Cordiant Snow Cross

Подбираем летнюю резину для автомобиля Киа Соул

Летняя резина для Киа Соул

При выборе автошин на теплое время года необходимо учесть, что маркировка автошин должна соответствовать техническим характеристикам авто. Стоит обратить внимание на индексы нагрузки и скорости покрышек. Значения эти для Kia Soul следующие:

  • При размерности шин 205/60 R16 — 92Н (максимальная нагрузка 610 кг, максимальная скорость 210 км/ч).
  • Если колеса имеют размер 215/55 R17 или 235/45 R18 — 94V (670 кг, 240 км/ч).

Несколько вариантов покрышек на лето:

Летние шины для Киа СоулTigar High Performance
Matador MP47 Hectorra3
Viatti Strada Asimmetrico
Kormoran Road Performance
Maxxis HP5 Premitra5
Sailun Atrezzo Elite

Выбираем диски для авто Kia Soul

Диски на Kia Soul

Эта машина 2018 года выпуска комплектуется покрышками с размерами: 205/60 R16, 215/55 R17 и 235/45 R18. Характеристики колесных дисков при этом следующие:

  • Сверловка/разболтовка 5*114,3, т.е. пять отверстий для креплений, находящихся на окружности с диаметром 114,3 мм.
  • Вылет ЕТ 47, ЕТ 51 и ЕТ 55 (для диаметра 16, 17 и 18 дюймов соответственно).
  • Ширина обода 6,5-7,5 дюймов.
  • Диаметр отверстия под ступицу 67,1 мм.
Читайте так же:
Регулировка тормозная система киа спектра

Какое давление необходимо поддерживать в покрышках автомобиля Киа Соул?

Для различных размеров автошин рекомендованное давление отличается. Для Kia Soul с шинами размера 195/65 R15 и 205/55 R16 необходимо поддерживать давление воздуха на уровне 2,3 бар при средней загруженности (в передних и задних колесах) и 2,5 и 2,7 бар при повышенной нагрузке (в передних и задних колесах соответственно).

Если размер покрышек у Соул 225/45 R18, тогда давление в колесах требуется держать в пределах 2,3 бар в передних колесах и 2,1 бар в задних (при нормальной загруженности в авто). При повышении нагрузки стоит поднять давление до 2,4 в передних шинах и 2,8 — в задних.

Почему никакие другие способы, кроме замены линз, не эффективны?

  • Замена фар на новые оригинальные — самый дорогой способ, цена новых оригинальных фар превышает стоимость замены линз + цену самих модулей как минимум в 2 раза, а свет который вы получите будет однозначно хуже, чем с ТОПовыми БИ-ЛЕД линзами.
  • Замена фар на контратные — это просто лотерея, вероятность, что у контратных фар будут живые линзы минимальная, поэтому вы можете просто потратить деньги впустую.
  • Замена фар на дубликаты — возможно даст временный эффект, на 1-2 года, потом так же потребуется процедура замены, т.к. в дубликатах используются самые дешевые линзы, которые очень быстро выгорают.
  • Замена ламп на более мощные светодиодные или новые ксеноновые — не дает никаких существенных прибавок, т.к. прибавка в свете даже в 2 раза при потерях 90-95% не даст никакого эффекта.

Варианты устранения проблемы

Как вариант, владелец машины может приобрести новые датчики на зимнюю резину, которые стоят 3000–4000 руб. за штуку либо переставить «родные» на новые колеса. Потребуется обращение в СТО, снятие шин, чтобы добраться до датчиков. Все это хлопотно и недешево.

Различные марки автомобилей снабжены разным программным обеспечением, поэтому варианты отключения могут варьироваться. Рассмотрим, как доступными способами отключить датчики давления в шинах:

  • Например, для BMW серии 3 можно использовать чип JB4 — чип-тюнинг, применяемый для исправления некоторых ошибок в программах электронного блока управления, а также для оптимизации расхода топлива. Требуется войти в настройки, одновременно нажав на клавиши «канал» и «громкость». Нажимая на «громкость», выбирается 4 меню, 6 опция. Далее, нажимая на ту же кнопку, отключаем командный режим. Система TPMS должна отключиться. Для других марок авто применяются свои чипы.Чип-тюнинг
  • Попытка удаления ошибки при помощи команды сброса системы контроля TPMS. В любой модели авто, где существует эта система, можно ее обнулить. Расположение кнопки (set, reset и др.) можно посмотреть в техническом руководстве автомобиля. Перед тем, как сбросить систему контроля, необходимо повернуть ключ зажигания в положение «вкл.». Далее, нажать на кнопку обнуления в течение нескольких секунд, до тройного мигания желтого символа на панели. Завести машину на 10–15 мин. для новой калибровки датчиков.
  • Еще один вариант — попробовать спустить и снова накачать колеса до рекомендованного производителем значения давления, использовать ручной манометр для проверки.Манометр
  • Сделать перезагрузку с помощью аккумулятора. В данном случае произойдет перезагрузка всей электроники. На некоторое время отключить минусовую клемму аккумулятора.
  • Найти коробку с предохранителями, иногда она расположена на боковой дверце водителя. Обычно на внутренней стороне крышки обозначены наименования, нужно выбрать «TPMS». Вытащить предохранитель.

Совет: Лучше оставить систему контроля давления в рабочем состоянии, так как она может предотвратить аварию на дороге при быстром проколе шины, когда машина движется на большой скорости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector