Газобаллонное оборудование. Схема ГБО автомобиля
Газобаллонное оборудование. Схема ГБО автомобиля
ГБО 1 поколения
Механические системы с вакуумным управлением, которые устанавливают на бензиновые карбюраторные автомобили.
ГБО 2 поколения
Механические системы, дополненные электронным дозирующим устройством, работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода (лямбда-зонд). Они устанавливаются на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем и катализатором.
ГБО 3 поколения
Системы, обеспечивающие распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, который управляется электронным блоком. Газ подается во впускной коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа.
ГБО 4 поколения
Системы распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком. Как и в системе предыдущего поколения, газовые форсунки устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра.
Основные компоненты газобаллонного оборудования
Редуктор-испаритель служит для подогрева смеси пропан-бутана, ее испарения и снижения давления до величины, близкой к атмосферному давлению. | |
Газовый редуктор разработан для малолитражных автомобилей с объемом двигателя до 1,6 л. Благодаря своей компактности легко помещается в подкапотном пространстве автомобиля. Может иметь вакуумное либо электронное управление. | |
Электромагнитный газовый клапан служит для перекрытия газовой магистрали при стоянке или работе двигателя на бензине. Снабжен фильтром для очистки топливной смеси. | |
Электромагнитный бензиновый клапан в карбюраторных автомобилях отсекает подачу бензина при работе двигателя на газу. В инжекторных автомобилях его функции выполняет эмулятор форсунок. | |
Переключатель видов топлива — устанавливается в салоне автомобиля. Встречаются переключатели, на которых с помощью светодиодов показывается уровень газа в баллоне. | |
Мультиклапан монтируется на горловину баллона. Включает в себя заправочный и расходный клапана, указатель уровня газа и заборную трубку. Специальный скоростной клапан перекрывает утечку газа при аварийном повреждении газовой магистрали. | |
Венткоробка крепится на горловину баллона. Внутри нее помещается мультиклапан. В случае утечки газа из баллона венткоробка отводит его пары из багажного отделения наружу. | |
Емкость для сжиженного нефтяного газа. Встречаются баллоны цилиндрические и торроидальные (для ниши под ‘запаску’). По правилам техники безопасности заполняются не более, чем на 80% от полного объема. |
Как работает и схема ГБО
Схема ГБО 3 поколения: 1 — баллон 2 — мультиклапан 3 — газовая магистраль высокого давления 4 — выносное заправочное устройство 5 — газовый клапан 6 — редуктор-испаритель 7 — дозатор 8 — смеситель воздуха и газа 9 — бензиновый клапан 10 — переключатель видов топлива Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистраль высокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4). По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан-фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин.
Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в редуктор-испаритель (6), где давление газа понижается с шестнадцати атмосфер до одной. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя. Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран. Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор.
Управление режимами работы осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов. При выборе позиции ‘ГАЗ’ переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент.
Установка ГБО третьего поколения на инжекторные автомобили отличается тем, что вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ, этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим. По этой же причине нужно устанавливать эмулятор лямбда-зонда.
Особенности установки и работы с ГБО
Перед установкой ГБО, у вас должна быть абсолютно исправна система зажигания — свечи, высоковольтные провода, наконечники свечей, катушки зажигания. После установки ГБО должна быть проведена регулировка редуктора и подачи газа по специальным приборам.
Если у вас инжекторный автомобиль, то обязательно должна быть произведена коррекция угла опережения зажигания. Следует знать, что для бензина и газа разные кривые угла опережения зажигания, и просто поднятие его не даст необходимого эффекта. Для этого необходимо в контроллер управления системой зажигания устанавливать программу, в которой все это учтено, ну а самым правильным вариантом будет установка двухрежимной программы ‘газ-бензин’, автоматически переключающейся в зависимости от того, на чем работает двигатель.
При постоянной работе на газе закоксовываются топливные форсунки, в результате работа на бензине становится отвратительной. Так что необходимо периодически производить промывку форсунок инжектора.
Причины повышенного расхода газа
С самого начала нужно понимать, что установка ГБО на автомобиль не изменить цифру вашего расхода в меньшую сторону. Что имеется в виду?
- Из практики — расход газа станет больше на 10% по сравнению с бензином на авто с системой PRIDE by AEB. Если бензина уходило, скажем, 10 л на 100 км, то газа будет расходоваться 11 л на 100 км. Экономия будет только за счет цены топлива.
- Для комплектов ГБО производства Турции или Польши расход и того больше — 15-20% по сравнению с бензиновым. Окупаемость и экономия наступит после прохождения 20-30 тыс.км пробега.
Автовладельцы должны быть готовы к восприятию этой информации и такого положения вещей. В случае, когда вы замечаете использование горючего в большей степени, чем мы указали выше, есть два варианта действий.
- Сменить привычную заправку, если вы постоянно пользуетесь услугами одной и той же АЗС. Возможно, качество горючего там ниже, чем в других местах.
- Если первый вариант не подошел, и расход по-прежнему высокий, проблема может заключаться в узлах самой газовой установки. Это повлечет за собой снижение ресурса двигателя. Обращайтесь к установщикам!
Есть несколько причин некорректной работы ГБО 4 поколения и, соответственно, повышенного расхода газа. Среди наиболее распространенных причин и неисправностей назовем следующие:
- высокое давление в редукторе — следует проверить настройки исходящего давления ЭБУ;
- промерзание редуктора и недостаточный его прогрев — обычно срабатывают датчики температуры и давления, установленные на редукторе, по сигналу на ЭБУ проблема устраняется;
- форсунки срабатывают с некоторой задержкой, в цилиндры подается большее количество газа — можно установить скоростные форсунки типа Hana или AEB;
- жиклеры форсунок имеют больший диаметр, не соответствующий размеру форсунок — перерасхода топлива не произойдет, если взять готовые калиброванные форсунки или заменить на нужные;
- забит воздушный фильтр, снижена подача воздуха, газ полностью не сгорает — произвести замену фильтра на новый;
- уровень компрессии в двигателе снижен;
- неисправности лямбда-зонда.
Любая из этих причин или их совокупность могут привести к перерасходу газа, поэтому лучше отправиться на СТО и получить квалифицированную консультацию и помощь мастера сервиса.
Поколения [ править | править код ]
Различается карбюраторное и инжекторное оборудование. Имеет нумерацию поколений: первое, второе, третье, четвёртое, пятое и шестое. Используемый газ: пропан-бутан (сжиженный газ), метан (сжатый).
Конструкционно газобаллонное оборудование состоит из:
- Заправочное устройство
- Блок высокого давления
- Дозатор газа
- Смеситель газа
- Электромагнитный бензиновый клапан
- Блок управления электромагнитными клапанами
- Переключатель вида топлива высокого давления
- Трубопроводы и шланги
- Баллон газовый с арматурой
Принцип работы первого поколения основан на регулировании давления газа, поступающего из редуктора-испарителя, и последующей дозировке количества подаваемого газа механически. Эти системы устанавливали на два типа двигателей: карбюраторные, моновпрысковые. В первом поколении ГБО используются как вакуумные, так и электронные газовые редукторы (без лямбда-зонда). Это — традиционные устройства со смесителем газа.
В комплект газобаллонного оборудования первого поколения входили как вакуумные, так и электрические редукторы с электронным управлением.
Второе поколение ГБО
Системы второго поколения имеет в своём составе электрический редуктор и электронное дозирующее устройство, которое опирается на сигналы датчика содержания кислорода (лямбда-зонд) в выпускном коллекторе двигателя, датчика положения дроссельной заслонки (TPS — Throttle Position Sensor) и датчика частоты вращения коленвала (RPM). Газовый электронный блок управления (лямбда-контроллер) получает сигналы от указанных выше датчиков и поддерживает необходимый (стехиометрический) состав газовоздушной смеси как на установившихся, так и на переходных режимах работы двигателя.
Третье поколение ГБО
В системах газобаллонного оборудования третьего поколения электронный блок вместе с дозатором распределителем обеспечивает распределённый синхронный впрыск газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Электронный блок опирается на сигналы датчика положения дроссельной заслонки (TPS), датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе двигателя (лямбда-зонд), датчик частоты вращения коленвала (RPM), датчика абсолютного давления (MAP) и регулирует режим подачи газа.
Индивидуальная подача газа в каждый конкретный цилиндр осуществляется дозирующим устройством — газовым инжектором. Механические форсунки открываются за счёт избыточного давления в магистрали подачи газа. Электронный блок ГБО третьего поколения создаёт собственные топливные карты и из-за особенностей конструкции шагового дозатора недостаточно оперативно корректирует состав газовоздушной смеси.
Четвёртое поколение ГБО
Данная система, с помощью электромагнитных форсунок, обеспечивает распределённый последовательный или параллельный впрыска газа. Принцип действия этой системы отличается от предыдущих поколений более точной дозировкой топлива, т.к. подача топлива осуществляется рядом с бензиновой форсункой.
Работа электромагнитных газовых форсунок корректируется при помощи газового блока управления (аналог штатного автомобильного электронного блока управления (ЭБУ) мотором). Газовый блок управления считывает сигналы (сгенерированные бензиновым ЭБУ) идущие на бензиновые форсунки и на их основе производит расчёт сигналов для управления газовыми форсунками. В расчёте порции газа используются данные с датчиков: температура газа, давление газа, температура редуктора, разрежение в коллекторе. Управление впрыском газа фактически осуществляется на основе сигналов штатного ЭБУ. Блокировка подачи бензина осуществляется газовым блоком путём разрыва сигнала на бензиновой форсунке и эмуляции работы бензиновой форсунки, для предотвращения образовании ошибки «Обрыв форсунки».
На сегодняшний день ГБО IV поколения является наиболее распространённым и используемым типом газобаллонного оборудования.
Поколение ГБО IV+
Например, у BRC это оборудование называется Direct Injection. Это оборудование разработано специально для двигателей с непосредственным впрыском топлива. В виду конструктивной особенности двигателя бензин на холостых оборотах подаётся маленькой порцией непосредственно к свече зажигания. Подавать газ на холостых оборотах нецелесообразно. Газовый блок отличается от четвёртого поколения принципом работы. Теперь он управляет и бензиновыми, и газовыми форсунками одновременно. Для защиты бензиновых форсунок подача топлива через них не прекращается, а ограничивается. В итоге — соотношение до 20% бензина и 80% газа.
Пятое поколение ГБО
Отличительной особенностью пятого поколения автомобильного газобаллонного оборудования является то, что газ подаётся в цилиндры двигателя в жидком состоянии. Для этого система дополнительно оснащается газовым насосом, который заставляет циркулировать жидкий газ из баллона через систему топливных магистралей в рампу газовых форсунок и таким образом создаёт необходимое постоянное давление перед форсунками. Через клапан обратного давления газ возвращается в баллон.
Газовые электромагнитные форсунки подают газ в жидком состоянии. В таких системах сложнее всего было преодолеть обмерзание газовых форсунок. Компания Siemens разработала специальные форсунки для впрыскивания жидкой фазы газа во впускной коллектор. В результате отпала необходимость в установке редуктора-испарителя, и мотор теперь можно запускать в любую погоду сразу на газе.
Газовый блок управления использует бензиновые топливные карты, заложенные в штатный ЭБУ, и вносит лишь необходимые поправки для адаптации к газу.
Слабым местом этой системы является газовый насос. Конденсат и плохое качество газа сводят его ресурс на нет, а неоправданно высокая стоимость делает это оборудование экономически невыгодным.
Шестое поколение ГБО
Принципиально другой подход к двигателю с непосредственным впрыском топлива. Как мы видели раньше, у газовой индустрии уже были попытки обуздать двигатели с непосредственным впрыском топлива, это системы 4+. Но было много ограничений, и всё равно во время эксплуатации приходилось использовать бензин. Это решение выглядит более грамотным и законченным. Для тех, кто ездит на двигателе MPI (обычный инжекторый двигатель), это оборудование не подойдёт. Газовое топливо подаётся через насос высокого давления и бензиновые форсунки прямо в камеру сгорания. В обычных инжекторных моторах нет насоса высокого давления. Газ с помощью электрического насоса в баллоне подаётся в блок клапанов и уже из него — через насос высокого давления и бензиновые форсунки в двигатель. Часть оборудования, а именно: ВЗУ, баллон и насос перекочевали из пятого поколения. Новое — это блок клапанов. В блок приходит одновременно 2 топлива: и бензин, и газ, и с помощью системы клапанов подаётся необходимое топливо. Бензин не нужен совсем!
Но не все двигатели можно оснастить таким оборудованием. В список кандидатов не попали моторы с механическим регулятором давления топлива.
И как любая новая технология эта тоже стоит очень недёшево. Цена начинается от 2021 евро.
Принцип работы непосредственного впрыска
Главными агрегатами непосредственных движков считаются ТНВД и форсунки, они же – самые дорогостоящие элементы системы. В топливном насосе эталонная степень обработки поверхности трущихся деталей – 14-го класса. Это идеально даже по сравнению с пищевой нержавейкой, где используют металл зернистостью 9-10-го классов. Поверхность трущихся элементов ТНВД «зеркальнее», чем зеркало, и поцарапать ее можно даже несвежим дыханием.
Напомним, что традиционная технология распределенного впрыска предполагает размещение форсов во впускной коллектор. Однако на непосредственных движках бензиновые форсунки расположены в головке блока цилиндров (ГБЦ), а впрыск происходит направленно в камеру сгорания, где бензин смешивается с воздухом за мгновение до искры.
Автопроизводители часто усложняют систему наличием второго топливного контура для впрыска бензина под разным давлением в зависимости от нагрузки на мотор (FSI) или добавляют к воздуху отработанные газы, тем самым повышая экологичность мотора. Все это усложняет штатную систему управления подачи топлива, а значит, установка ГБО на двигатели FSI или подобные им агрегаты должна комплектоваться продвинутыми «мозгами» и осуществляться квалифицированными специалистами исключительно в условиях СТО, укомплектованной диагностическим оборудованием.
Проблемы газификации непосредственных моторов
Основное препятствие перевода «впрысковой» машины на газ кроется в температурных нагрузках, которым подвергаются форсунки. В штатном режиме корпус инжектора охлаждается за счет проходящего через него бензина. Однако если машина работает на пропане, то бензофорсы отключаются, а значит, остаются незащищенными. То есть применять традиционную систему управления газовым впрыском здесь нельзя. Что же делать?
Принцип работы газа на непосредственных двигателях
Установка ГБО на двигатель TSI или любой подобный агрегат совсем не означает полный отказ от бензина. Чтобы не «сжечь» форсунки, приходится оставлять циркуляцию жидкого топлива, но лишь в том объеме, которого достаточно для удержания температуры ниже критической. Происходит это за счет периодического включения бензофорсунки. На холостых и низких оборотах доля бензина в общем расходе топлива составляет 10%, а с ростом оборотов этот показатель увеличивается. На сколько – зависит от конкретного мотора.
Газовая альтернатива для непосредственных ДВС
Единственный вариант для полного перехода на пропан (за исключением момента пуска мотора) – это установить оборудование для «жидкого впрыска» (LPI). Принцип работы здесь совсем иной. Оборудование также сильно отличается, впрочем, как и цена. Из-за дороговизны установки большинство автовладельцев обращаются к традиционной технологии (LPG).
Газ на GDI (Mitsubishi)
Сразу отметим: ставить ГБО 2-го поколения на «джидай» нельзя, что бы ни говорили сетевые «знатоки». Также заметим, что не все моторы «Мицубиси» имеют непосредственный впрыск, а значит, нет необходимости переплачивать за электронный блок для непосредственного впрыска.
Наиболее удачные комплектации предоставляет голландский производитель «Принс»: инженеры компании изначально нацеливались на немецкий рынок, где у голландцев 60-процентная доля. ГБО комплектуется фирменным редуктором и японскими форсунками Kiehen. После монтажа газовая система не требует дополнительных уточняющих регулировок.
Газ на TSI («Тсай»)
Чрезвычайно популярны в нашей стране двигатели, которыми оснащают ваговские модели. При газификации подход тот же, что и в отношении ФСИ: по VIN-коду подбирается нужная прошивка с уже готовой топливной картой. Отметим, что алгоритмы и коэффициенты для одного мотора не подойдут для другого. Мудрить здесь нельзя, иначе раньше двигателя из строя выйдет турбина. 99% настроек готовятся производителем газобаллонного оборудования. В одних случаях достаточно просто загрузить программу, другие производители перед автокалибровкой запрашивают ВИН-код двигателя.
В моторе совмещен послойный впрыск с турбиной: система усложняется за счет эмуляции работы бензиновых форсунок как в системах FSI. Расход бензина уменьшается в разы, в то время как топливный насос продолжает нагнетать давление в штатном режиме. Из-за этого компьютер «ругается» и происходит аварийный сброс давления.
Однако установщикам, а тем более автовладельцам, вникать в такие нюансы не требуется, потому что персонифицированная программа управления газовым впрыском включает эмуляцию и учитывает текущие параметры. То есть на алгоритме процесса установки сложность бензиновой системы не сказывается. Главное – выбрать и корректно установить управляющую программу. Ну, и качественный монтаж тоже никто не отменял.
Заключение
Получается, что ГБО на TFSI или другие моторы с прямым впрыском не требует дополнительных регулировок, как в случае с обычными установками 4-го поколения. Система изначально работает корректно за счет программ, подготовленных производителем для конкретной модели движка. И то, что здесь реализуется сложный алгоритм поочередного впрыска бензин/газ не осложняет работу установщиков, а даже наоборот.
Однако отказываться от сертифицированных центров пока рано – установить газ все равно сложнее, чем поставить «Винду» на ПК. Остаются повышенные требования к точности подбора комплектации, диагностике и обслуживанию аппаратуры. Поэтому производители ГБО сотрудничают исключительно с авторизованными представительствами. Приобретать аппаратуру и делать монтаж у «серых» дилеров крайне не рекомендуется из-за отсутствия гарантии и последующих сложностей с регистрацией.
Как говорилось уже, сейчас это существенный плюс, но уже несколько раз обсуждалась попытка некоторых депутатов в Раде протолкнуть урегулирование цены на газ, ввиду терпящих убытки нефтеперерабатывающих предприятий. Ввиду этого хотят газовое топливо обложить дополнительным акцизом или чем-то подобным, чтобы конкурентность бензина была выше не за счет снижения его стоимости, а за счет повышения цены на газ. Выиграют от этого понятно дело что не простые автомобилисты, а справедливость подобного решения вообще не вызывает вопросов. Протолкнут ли новые нормы и законы узнаем в будущем.
Комплект ГБО часто идет с заводов изготовителей проведенным через ряд сертификаций и тестов, с документацией и т.д., но вот уже во время установки, особенно в сервисах без сертификации, никто не дает никакой официальной гарантии с которой вы можете прийти в суд и требовать компенсации за понесенный ущерб. Да, это не частая практика в виду как-раз таки более-менее хорошего качества самого оборудования, но вот что чаще встречается это авто что глохнет посреди дороги или при начале движения. Плохое переключение бензин/газ и т.д.
Внедрение ГБО в штатную топливную систему это существенная доработка, при некачественно выполненных работах способная увеличить износ деталей и узлов автомобиля, а в этом случае каждый километр экономии может стать из экономного в затратный.
ГБО на прямой впрыск
Переоборудование на газ двигателей с распределенным впрыском топлива – дело привычное. На такие моторы сейчас массово устанавливаются газобаллонное оборудование 4-го поколения, а варианты выбора сводятся к бюджету установки и правильному подбору оборудования для конкретного автомобиля. Примерно через 8-10 тыс. км установка окупает затраты, и счастливый автовладелец начинает действительно экономить на бензине.
Несколько по-другому обстоят дела с моторами, в которых используется технология прямого (непосредственного) впрыска бензина в цилиндры, что накладывает некоторые ограничения на установку и использование ГБО. Ведь в этих двигателях форсунка, а точнее – ее распылитель, находится непосредственно в камере сгорания (а не во впускном коллекторе, как на обычных моторах). Во время работы она подвергается воздействию высоких температур и давлению до 200 атмосфер, которое создает топливный насос. Поэтому при работе на газе такую бензиновую форсунку нельзя отключить, так как ей нужно охлаждаться протекающим через нее топливом. Кроме того, по каналам распылителя должно протекать топливо, чтобы исключить их закоксовывание. И на сегодняшний день есть всего несколько решений, которые придуманы в мире ГБО для газификации моторов с непосредственным впрыском.
ГБО 6 поколения
Автогазовые системы 6-го поколения подразумевают подачу газа через бензиновые форсунки непосредственно в камеру сгорания. Данное оборудование представлено только компаниями Prins (DirectLiquimax 2.0) и Vialle (LPDi). Но даже у этих производителей кар-листы включают лишь самые распространенные 4-цилиндровые моторы, а их обновление происходит крайне редко. Кроме того, из-за низкого качества газа и слишком чувствительных к нему компонентов системы производители ГБО 6 поколения с опаской относятся к рынку Украины, а гарантийные условия зачастую не покрывают поломки систем.
Среди недостатков ГБО 6 поколения отмечается высокая стоимость установки (60-70 тыс. грн), шум от насоса в баллоне и сложность отладки. Точно отрегулировать газовую топливоподачу через бензиновые форсунки на моторе с прямым впрыском очень сложно. Плюс существуют проблемы вскипания газа в топливной рейке при температурах воздуха более +30°С. Именно поэтому в Украине эти автогазовые системы не получили распространения, а их развитие практически остановлено.
ГБО 7 поколения
Весь газовый мир сейчас в ожидании систем 7-го поколения, которые в прошлом году презентовала польская компания AC S.A. В этом ГБО предлагается комбинированный впрыск газа – в паровой и в жидкой фазе одновременно. Что позволяет максимально точно отрегулировать подачу газового топлива во всех эксплуатационных режимах мотора. На сегодняшний день такие системы для 4-цилиндровых моторов прошли омологацию в Европе, а уже в мае стартует их испытание в Украине. Главный офис сети СТО PROFIGAS уже готовит первый тестовый автомобиль с ГБО 7-го поколения.
4 поколение на прямой впрыск
Газобаллонное оборудование 4-го поколения пока остается лучшим решением для установки на мотор с прямым впрыском. Работа таких автогазовых систем происходит по алгоритму, который подразумевает одновременную подачу двух видов топлива. Газовая форсунка стоит во впускном коллекторе и подает основную порцию топлива, а бензиновая открывается на 5%-30% от номинальной подачи, одновременно охлаждаясь и сохраняя чистыми каналы распылителя. Современные газовые блоки управления построены на мощных процессорах и успешно справляются с задачей мгновенного пересчета бинарной порции топливной смеси.
ГБО 4-го поколения для прямого впрыска очень непросто правильно подобрать к машине, так как комплекты не универсальные. В связи с тем, что все автопроизводители используют разные алгоритмы впрыска и постоянно экспериментируя их меняют, под каждый мотор и каждую машину пишется своя отдельная прошивка. У производителей ГБО есть свои кар-листы, в которых указано, на какие моторы у них разработаны прошивки и какие блоки должны быть использованы при монтаже.
К примеру, ГБО уже можно поставить почти на все двигатели VAG-группы. Моторы GDI (Hyundai) или EcoBoost (Ford) находятся в активной разработке. Правда, остается и небольшой список двигателей, на которые, к сожалению, пока комплектов нет (современны моторы Honda, BMW, Lexus). Но, учитывая перспективность ГБО, списки моторов с прямым впрыском регулярно пополняются. И еще вчера недоступные авто уже завтра могут оказаться с газом.
Кто и где?
Монтаж и настройку ГБО на прямой впрыск в Украине пока осуществляют немногие СТО. И прежде чем отдать свою машину на установку, постарайтесь выяснить все нюансы.
• Проверьте СТО, почитайте отзывы и узнайте, есть ли у специалистов опыт по установке и настройке ГБО на прямой впрыск.
• Проверьте документы, предоставляемые для перерегистрации, которые должны быть оформлены конкретной станцией с указанием ее адреса.
• Старайтесь избегать установки малораспространенного ГБО, которое потом никто, кроме этого установщика, не сможет настроить.
• Уточните, какое ГБО могут предложить вам на СТО, ведь только крупные производители газобаллонного оборудования предлагают действительно работающие и надежные системы.
• Не доверяйте установку мастерам, предлагающим контрабандную продукцию без возможности обращения в техподдержку производителя.
• Современное ГБО 4-го поколения на прямой впрыск может быть точно настроено только при помощи ПК и специального программного обеспечения.
При неквалифицированном монтаже и настройке вероятность получить некорректно работающую систему слишком высока, что может повлечь дорогостоящие ремонты и даже замену бензиновых форсунок. Но, сделав правильный выбор, вы получите хорошее оборудование, его грамотную установку и настройку, что, в свою очередь, гарантирует максимальную экономию без потерь удовольствия от езды.
Как определить мотор с прямым впрыском
Законодателем моды на прямой впрыск является концерн VAG (Volkswagen Audi Group). Большинство моделей марки Volkswagen, Audi, Skoda, SEAT агрегатируются моторами FSI, TSI, TFSI. Но уже на сегодняшний день такие моторы есть практически у каждого автопроизводителя. К примеру, у Ford это двигатели EcoBoost, у Mazda – SkyActiv, у HYUNDAI и KIA – GDI, у Volvo – GTDi, у Peugeot и Citroёn – THP, у Renault – TCe, у Opel – SIDI, а у Nissan (Infiniti) – DIG. Это далеко не полный список и с каждым днем он увеличивается.
Экономический эффект
Газобаллонная система на моторы с прямым впрыском сложнее в монтаже и требует более высокой квалификации в настройке. Из-за этого стоимость ГБО на моторы с непосредственным впрыском топлива будет немного выше обычных систем. ГБО на прямой впрыск выпускают многие, но только крупнейшие производители (STAG, Landi Renzo, Prins) предлагают 100% работающее оборудование, и его цена с установкой составит от 20 тыс. грн за бюджетные решения и до 45-50 тыс. грн за премиум варианты. Отталкиваясь от этой стоимости и учитывая, что при работе ГБО вместе с газом понемногу будет расходоваться и бензин, период окупаемости газобаллонной установки составляет около 1 года.
Зачем в ГБО нужен бензин
Автогазовые системы для двигателей с непосредственным впрыском подразумевают работу мотора на битопливой смеси «газ+бензин». В зависимости от выбранного оборудования соотношение этих двух видов топлива будет разным:
• 97% газ + 3% бензин – на голландских системах PRINS;
• 90% газ + 10% бензин – на итальянских системах LANDI RENZO;
• 75% газ + 25% бензин – на польских системах STAG.
Также на бензине проводится запуск и прогрев мотора.
Где искать заветный код
Газобаллонное оборудование на моторы с прямым впрыском подбирается исходя из кода двигателя. Первым делом при обращении на СТО по установке ГБО у вас спросят именно эту информацию. Конечно, если вы приехали на консультацию, то специалисты самостоятельно найдут код, а если вы пока прицениваетесь по телефону, то узнать код двигателя желательно еще до звонка.
У различных авто код мотора может быть расположен на табличке, закрепленной на кузовной стойке, на табличке в моторном отсеке или даже на самом агрегате. Более точное расположение могут подсказать установщики или представители производителя вашего авто.
Согласно этому коду и подбирается комплект. Причем для большинства кодов это абсолютно индивидуальные прошивки, и лишь для нескольких моторов может быть предложено универсальное решение.
Основные правила обращения с механизмом
Не рекомендуется запускать двигатель автомобиля на газу именно по причине замерзания редуктора. Необходимо прогреть силовой агрегат транспортного средства на бензине, довести температуру охлаждающей жидкости до рабочего показателя, после чего переключать вид питания на газ. Кроме того, важно следить за состоянием механизма, не допускать попадания пыли и грязи на его поверхность. Не соблюдение элементарных правил обращение с испарителем может привести к тому, что в системе ГБО возникнет утечка газа.
Советы, которые помогут сохранить испаритель и другие устройства ГБО в исправном состоянии:
- устанавливайте оригинальные воздушные фильтры;
- чередуйте различное питание двигателя: после каждых 400 километров на газу проезжайте 10 км на бензине – за счет такой манипуляции уменьшается износ диафрагмы.
- периодически сливайте конденсат путем откручивания специального винта на корпусе механизма.
При этом не забывайте ежедневно проводить замер уровня тосола/антифриза в системе. Охлаждающая жидкость должна быть в оптимальном состоянии и соответствующем количестве для обеспечения стабильной работы редуктора-испарителя. В случае обнаружения запаха газа в салоне авто запрещается дальнейшая эксплуатация автомобиля. В срочном порядке необходимо обратиться за помощью к специалистам по установке и ремонту газобаллонного оборудования.
Смотрите также
Комментарии 30
А что именно за " мозги"? как можно здесь узнать о какой кнопке идет речь? На 4-м поколении существует множество кнопок, и они не взаимозаменяемые.
Кнопка переключения в салоне.
Уже разобрались
а разве на 4 стоит кнопка переключателя мож я чё не знаю
Конечно стоит. Просто 4-ое поколение еще и само переводит на газ, а 2-ое в речном варианте.
но у 2 тоже есть автомат и оно само тоже пери водит
А вы думали что в 4-ом поколении все как-то само делается… тут только другие кнопки…
конечна этож 4 тое вот и отказываются от него что нельзя переключать сомим
Все можно… просто разные поколения гбо, для разных авто
Я тоже не знал, что у 2 тоже есть автомат и оно само тоже переводит авто на газ…Но точно знал, что наши редукторы не взаимозаменяемы, что у вас есть "винт жадности", а у нас это делают настройщики через комп…
просто я машину брал на 4 том а патом оказалось 2 е . й вам удачи будьте здоровы!
Первый этап пройден (предохранитель) пора перейти к второму( ноутбук, шнурок, программу )… Выложи скрины программы, а то даже не знаем, что за Гбо 4 стоит… Мы же не экстрасенсы.(Ауди 100 v6 , можно было не писать, мы догадались, раз это единственная ваша машина). Обычно, если горит предохранитель, ищи "коротыш"…
А может из за электро магнитного клапана быть такое, который на редукторе?
У меня получается газ не идет, снимал фильтр, балон открывал, газ не идет, типо клапан не дает получается.
Согласен. Почему и спросил о том, какое оборудование установлено. У меня программно видно, "дана ли команда эл.клапану открыться" и многое другое, а отсюда уже и разные пути поиска неисправности.
Программы нет у меня и шнурка.
Мозги у меня Omvl, редуктор evropagaz.
Пробовать клапан покупать и менять.или завтра поискать газовщиков?!
Если у тебя ничего этого нет, то остается третий вариант. кошель и к газовщикам. Настроить все равно не чем…О чем вообще разговор… Надоест их кормить, приобретешь и освоишь…
Программы нет у меня и шнурка.
Мозги у меня Omvl, редуктор evropagaz.
Пробовать клапан покупать и менять.или завтра поискать газовщиков?!
А кто раньше, до поломки, обслуживал ГБО? К ним и езжай…
А может из за электро магнитного клапана быть такое, который на редукторе?
У меня получается газ не идет, снимал фильтр, балон открывал, газ не идет, типо клапан не дает получается.
Чтобы проверить клапан:1) сними с него фишнки и замерь сопротивление…2) может он заклинил и не открывается :сними перед фильтром паровой фазы шланг и не включая гбо подай а него +12в и массу(только не перепутай полярность).Дальше останется или редуктор или мультик в балоне…
Кто обслуживает, может только посреди недели, а я уезжаю в командировку.Поэтому надо завтра, буду искать других.
Просто жена ездила, завела, при переключении заглохла и перегорел предохранитель.ЕГО заменил, теперь на газ хрен переходит.Все резко случилось.
Сегодня фильтра поменял, думал вдруг ненароком забились, как раз к 10т.км подошел пробег на них.
Короче надо бук подключать, только так.
Чтобы проверить клапан:1) сними с него фишнки и замерь сопротивление…2) может он заклинил и не открывается :сними перед фильтром паровой фазы шланг и не включая гбо подай а него +12в и массу(только не перепутай полярность).Дальше останется или редуктор или мультик в балоне…
Дело оказалось в соленоиде клапана.поставил новый и все нормально
При наборе скорости система переходит на бензин.
При повторном нажатии на кнопку система запускается до следующего набора скорости опять отключается.
6. Машина потеряла приемистость , стала более вялой на разгон.
11. Не заводится на бензине (для 2 го поколения)
Проверить редуктор на утечку газа в впускной коллектор. Заменить ремкомплект редуктора.
Проверить форсунки на утечку газа в коллектор. Заменить форсунки или отремонтировать.
Заменить шланги вакуумной магистрали если есть подозрение на трещины.
13. Не стабильный холостой ход. Большой расход топлива. ( для 2го поколения)
14. На морозе от -15 машина при переключении на газ глохнет.
15. Если у вас наружный баллон . ВАЖНО! (и на баллоне присутствует датчик уровня газа)