Регулировка клапанов на ВАЗ 2106 своими руками
Регулировка клапанов на ВАЗ 2106 своими руками
Регулировка клапанов на ВАЗ 2106 — процедура, которая требует определенных знаний. Зазор выставляется между коромыслом и эксцентриком распределительного вала. Регулировка клапанов на ВАЗ 2106 — процедура, которая требует определенных знаний. Зазор выставляется между коромыслом и эксцентриком распределительного вала.
Регулировка клапанов стоит порядка 800-1000 рублей, а нынешних условиях это немалая сумма, так что есть смысл сделать это своими руками. Прежде чем приступить к работе, необходимо запастись небольшим набором инструментов и запасных частей.
Тепловые зазоры клапанов – как отрегулировать правильно
Пока автомобили, которые вошли в ВАЗовскую классическую серию, а это модели от 2101 до 2107 и «Нива», будут ездить по дорогам страны, их владельцам придётся изучать, как регулируются зазоры клапанов. Это новые машины оборудованы саморегулирующимися гидрокомпенсаторами, которые в самостоятельно корректируют работу газораспределительного механизма. Старые добрые «Жигули» нуждаются в большем внимании.
Для чего выставляются тепловые зазоры клапанов
Одним из наиболее распространенных видов регулировочных работ является настройка газораспределительного механизма, в частности зазора, который должен иметь место между кулачками распредвала и рокером (рычагом клапана).
У многих возникает вопрос о том, для чего нужен этот зазор? Не будет ли лучше отрегулировать детали таким образом, чтобы они просто, как можно плотнее, прилегали друг к другу? Ответ на этот вопрос находится в школьных учебниках по физике, а конкретнее в разделе, рассказывающем о тепловом расширении твёрдых тел.
Топливная смесь, сгорая в цилиндре, нагревает все без исключения части мотора до очень высокой температуры. Естественно, все детали незначительно увеличиваются в размере. Для газораспределительного механизма такое расширение может привести к негативным последствиям. Впускные и выпускные клапаны должны очень плотно закрывать гнездо. Если стержень клапана будет жестко упираться в верхней части, то при тепловом расширении, его тарелка опустится вниз и канал будет приоткрытым, а это приводит к нежелательному результату, а именно:
- снижение и потеря мощности мотора;
- увеличение расхода топлива;
- перегрев и разрушение вырывающимся пламенем деталей ГРМ (клапанов, и так далее).
Для того, чтобы при расширении клапан всегда оставался закрытым и рассчитан тепловой зазор клапанов. Зазор присутствует на холодном моторе, но когда его температура достигает рабочих параметров, зазор постепенно уменьшается. Естественно, водителя интересует, какой зазор на клапанах устанавливается при регулировании. Зазоры имеют строго установленную величину — 0,15 мм. Допускается погрешность при регулировании в 0,05 мм. Эта величина рассчитана для холодного мотора. Допускается регулирование на горячем двигателе, но такая настройка считается неточной.
При условии соблюдения несложных рекомендаций по регулировке, даже на подержанном автомобиле, водитель может добиться:
- устойчивой ;
- экономии топлива;
- повышения моторесурса.
Что нужно подготовить к регулированию
Опасаясь сделать что-то не так, многие автолюбители при необходимости отрегулировать клапаны, направляются в автосервис. Учитывая, что подобную процедуру следует проводить, в среднем, после каждых 15-20 тыс. км пробега, приходится оплачивать значительную сумму, из семейного бюджета. К тому же тратится очень много времени на ожидание очереди в сервисе, да им мотор должен остыть до необходимой температуры. Поэтому, лучше проводить регулировку зазоров клапанов самому в условиях гаража. Работа эта несложная и инструмент для операции понадобится простой:
- щуп толщиной 0,15 мм;
- гаечных ключей.
Для того, чтобы приступить к работам, необходимо установить автомобиль на хорошо освещаемое место или обустроить искусственную подсветку моторного отсека. Далее следует отсоединить корпус воздушного фильтра, крышку ГРМ, извлечь масляный щуп.
Регулировка тепловых зазоров клапанов
Для начала процесса регулирования зазоров, следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку на такте сжатия. Это просто: следует ключом проворачивать коленчатый вал до того момента, пока не совпадут сверление на звёздочке привода распредвала с наплавлением и метки на шкиве коленвала и блоке двигателя.
ВАЗ-2106: настройка клапанов. Пошаговая инструкция и порядок
Чтобы двигатель работал бесперебойно, нужна слаженная работа всех его узлов и систем. Один из явных симптомов неисправности – это характерные стуки в районе клапанной крышки, большой расход топлива, снижение мощности. Одна из причин такой работы двигателя – нарушения в работе клапанного механизма. Чтобы восстановить нормальную работу мотора, нужна настройка клапанов на ВАЗе-2106. Большинство автовладельцев предпочитают решать любые проблемы с автомобилем на СТО, но если регулировать клапаны своими руками, можно сэкономить приличную сумму денег, тем более что сама процедура настройки не сложная и не требует специальных знаний.
Зачем настраивать клапаны?
Несмотря на то что выпуск автомобилей ВАЗ-2106 давно прекращен, двигатели все равно до сих пор можно считать конструктивно сложными. От того, насколько четко работает силовой агрегат, зависит комфорт эксплуатации авто в целом.
Из школьного курса физики известно, что любые твердые тела при нагревании до определенной температуры серьезно меняют свои линейные параметры. Проще говоря, линейные размеры увеличиваются. Постоянные перепады температур ведут к изменению размеров деталей. В первую очередь это относится ко всем элементам механизма ГРМ. Газораспределительный механизм в ВАЗе-2106 имеет достаточно сложное устройство. Одними из главных элементов являются сами клапаны. Они перекрывают доступ впускного и выпускного окон ГБЦ. Чем более плотно выполняется закрытие клапана, тем лучше будет работать мотор.
Представим, что каждая деталь в ГБЦ, пока она холодная, точно подогнана и находится в заводских нормах. По мере нагревания все детали начнут менять размеры. Больше всех элементов удлиняется шток клапана. Если регламентированный заводом-изготовителем тепловой зазор отсутствует, клапан не сможет плотно перекрывать окно. Инженеры рассчитали, что для нормальной работы двигателя между рабочей частью распредвала и коромыслом необходим зазор в 0,15 мм.
Настройка клапанов на ВАЗе-2106 необходима, чтобы мотор устойчивее работал в любых режимах и в любом диапазоне оборотов. Из-за неверной настройки зазоры, которые обязательно должны быть между клапаном и кулачком распределительного вала, нарушаются. Это обычно приводит к тому, что клапаны чрезмерно открываются. Как следствие, цилиндр разгерметизируется. Разгерметизация, кроме повышенного расхода и снижения мощности, также негативно влияет на ресурс силового агрегата.
Как работают плохо настроенные клапаны?
В данном случае работа клапанного механизма серьезно нарушается. Клапаны будут открываться либо более необходимого, либо постоянно будут закрыты. Герметизация цилиндра в этом случае отсутствует. При этом владелец автомобиля будет слышать характерные стуки из-под клапанной крышки. Это сигнал к тому, что необходимо заняться регулировкой зазоров клапанов. Мы подробно рассмотрим, как выполняется данный процесс.
Подготовительные работы
Необходимо учитывать, что выполняемая настройка клапанов на ВАЗе-2106 своими руками требует определенных временных затрат. Также при этом нужно понимать процесс. Есть определенные алгоритмы, позволяющие реализовать данную задачу быстро и без ошибок. Для начала нужно установить машину на ровном участке и позаботиться о свободном доступе к двигателю. Перед началом работ необходимо, чтобы мотор был холодным.
Для работы понадобятся гаечные ключи, набор щупов, ключи для вращения коленчатого вала, набор отверток, прокладка для клапанной крышки.
Разборка двигателя включает в себя демонтаж воздушного фильтра, демонтаж всех патрубков, которые подсоединены к крышке воздушного фильтра, снятие тросика подсоса и тяги акселератора. Также необходимо снять крышку ГБЦ. Рекомендуется также демонтировать и крышку трамблера, чтобы работать было удобнее.
На шкиве распределительного вала нанесены метки. Коленвал нужно поворачивать до момента совпадения меток. Это положение будет говорить о том, что начался такт сжатия в 4-м цилиндре двигателя.
Порядок регулировки
Имеется строгий порядок настройки клапанов ВАЗа-2106, и его следует обязательно придерживаться в ходе процедуры. Изначальное положение – метки полностью совпадают. В этом положении можно настраивать 6 и 8 клапаны. Если повернуть коленчатый вал двигателя еще на 180 градусов, тогда возможно будет регулировать 4-й и 7-й. Если поворачивать вал на 360 градусов, откроется доступ для настройки 1-го и 3-го клапана. Затем, провернув на 540 градусов, можно открыть 5-й и 2-й клапаны.
Чтобы сделать процесс настройки клапанов ВАЗа-2106 удобнее, опытные автолюбители и специалисты делают на шкиве коленчатого вала свои метки. Чаще всего шкив делится на две части, а отметка делается напротив заводской.
Регулировка
Теперь перейдем непосредственно к работам по регулировке. За время эксплуатации автомобилей этой модели удалось разработать алгоритм, позволяющий даже новичкам настроить клапаны. Для удобства приведем пошаговую инструкцию настройки клапанов на ВАЗе-2106.
Пошаговая инструкция с фото
Когда инструменты готовы, а двигатель остыл, можно приступать к работе. Порядок действий следующий:
- Отсоедините минусовую клемму от аккумулятора – с этой процедуры начинается практически любой ремонт силовой установки и электроники автомобиля.
- Теперь демонтируйте крышку головки блока цилиндров. После этого крышку можно снять с распределителя. Все свежи зажигания необходимо вывернуть, соблюдая порядок из руководства.
- Когда вы получили доступ к коленчатому валу, его необходимо медленно проворачивать по ходу его вращения. Выполняйте это действие до того момента, когда метки на корпусе подшипников и приводной звездочки распредвала совпадут.
- Установите нужный ключ на храповик и вращайте вал двумя руками.
- Метки выставлены, теперь переходим к регулировке 6-го и 8-го клапанов (порядок ведется слава направо). Щуп с толщиной 0,2 мм необходимо поместить между рокером и кулачком распределительного вала, как показано на фото:
- Когда зазор выставлен правильно, щуп входит с небольшим усилием. Чтобы начать регулировку, необходимо ослабить контргайку 17-м ключом. Изменение расстояния между деталями выполняется 13-м ключом.
- После этих манипуляций снова проверьте зазор. Если он соответствует норме, то зафиксируйте регулировочный болт и закрутите контргайку.
- В таблице выше указан порядок пар и градусы, на которые необходимо провернуть коленчатый вал после регулировки первой пары клапанов (8 и 6) ВАЗ 2121.
- Соблюдая порядок, проворачиваем коленвал на 180 градусов и выполняем регулировку зазора следующей пары (4 и 7), дальше по порядку идет 1 и 3.
Регулировка клапанов двигателя приведена на примере автомобиля ВАЗ 2106
Зачем нужно выставлять тепловые зазоры?
В отличие от новых моделей, классические представители автомобильной марки ВАЗ не могут похвастаться упрощенным ГРМ. Однако, вне зависимости от того, какая в автомобиле конструкция газораспределительного механизма, между клапаном и толкателем должен быть зазор. Величина зазора строго регламентирована и составляет 0,15 мм. Он необходим для того, чтобы избежать определенных проблем в работе двигателя при поднятии внутреннего температурного режима, так как при расширении металлических частей зазор уменьшается.
Новые автомобили имеют заводские настройки, но в процессе их эксплуатации отклонение от нормы неизбежно. Поэтому рекомендуется периодически производить регулирование тепловых зазоров. Если этого не делать, то возможно два варианта последующего развития событий:
- В случае если зазор меньше регламентированной величины, то после расширения металлических элементов тарелка клапана не полностью перекрывает окно, в результате чего падает мощность, так как компрессия исчезает.
- В случае если зазор больше регламентированной величины, то во время расширения металла, клапан незначительно открывает проход, вследствие чего, при впуске количество топливной смеси значительно уменьшается, а отработанные газы остаются в камере сгорания.
Как отрегулировать клапаны на «Классике» показано на видео:
Пошаговая инструкция по регулировке клапанов двигателя
Для того чтобы выполнить регулировку клапанов своими руками необходимо запастись терпением, определенными знаниями и минимальным набором инструментов. Вам понадобится следующее:
- щуп рекомендованной толщины;
- гаечный ключ на 13;
- гаечный ключ на 17.
Для эффективной регулировки клапанов на ВАЗ 2106 очень важно изучить последовательность всех фаз газораспределения, а также последовательность регулировки ГРМ по счету.
Прежде чем приступить к регулировке клапанов своими руками, необходимо снять крышку клапанов и подготовить инструменты. Они должны находиться в непосредственной близости для обеспечения непрерывности процесса регулировки. После обеспечения доступа к клапанам, нужно провернуть коленвал движка до полного совпадения меток на каждой паре клапанов. Сначала регулируется 6 и 8 клапан, затем после поворота коленвала на 180° 4 и 7. Далее, после очередного поворота на 180° 1 и 3, и на заключительном этапе — 5 и 2.
При этом на каждом этапе регулировки необходимо проверить размер теплового зазора. Для этого нужно вставить щуп необходимой толщины между кулаком распределительного вала и рычагом и определить с каким усилием он входит и выходит. Если с незначительным усилием, то регулировка не нужна, в случае свободного хода или полной непроходимости, следует отпустить контргайку регулировочного болта и установить правильный угол. После повторной проверки гайка зажимается в исходное положение.
Регулируем клапаны на ВАЗ 2103 своими руками:
С какой периодичностью необходимо проводить регулировку клапанов?
Многие тематические пособия рекомендуют проводить регулировку клапанов только после ремонтных работ на двигателе. Однако, как показывает практика, делать это нужно гораздо чаще, ведь в процессе эксплуатации автотранспортного средства неизбежен естественный износ деталей. Таким образом, желательно производить регулировку клапанов в среднем каждые 25 тыс км пробега.
Сложного в этом, на первый взгляд невыполнимом, процессе ничего нет, несмотря на устрашающую близость двигателя. Но, если присутствует сильное волнение и некоторая неуверенность в собственных силах, лучше всего первый раз произвести регулировку под руководством моториста. Также всегда можно воспользоваться видеоруководством по регулировке клапанов ВАЗ 2106 и других классических моделей, которых в интернете огромное количество.
Видео руководство по регулировке клапанов своими руками на ВАЗ 2107:
После завершения регулировочных работ, желательно проверить еще раз соответствие зазоров толщине щупа после холостой прокрутки коленчатого вала.
Регулировка клапанных зазоров ЗАЗ Сенс
Ниже будет описан процесс регулировки тепловых зазоров клапанов для 1,3-литрового двигателя МеМЗ-307. Данная инструкция частично применима и к двигателю МеМЗ-317 (объем 1,4 л), который одно время устанавливался на Ланос.
Клапана регулируются по следующей схеме:
- Впуск 1, выпуск 3 (0°)
- Впуск 3, выпуск 4 (180°)
- Впуск 4, выпуск 2 (360°)
- Впуск 2, выпуск 1 (540°)
- В нулевом положении ГРМ (ВМТ) проверяем зазор впускного клапана на 1 цилиндре и выпускного клапана на 3 цилиндре. Щупом нужно подлезть в зазор между стержнем клапана и регулировочным винтом. Зазор на клапанах впуска должен составлять 0,15 (мм), зазор выпускных клапанов должен соответствовать значению 0,30 (мм) .
Если зазор правильный, то щуп войдет с небольшим натягом. Специалисты рекомендуют перед непосредственным измерением зазора смазать поверхности щупа чистым моторным маслом. Если же зазор либо слишком маленький, либо излишне большой, то необходимо произвести регулировку зазоров Daewoo Sens.
Регулирование клапанных зазоров производится по следующей схеме:
- Ослабляем контргайку регулировочного винта. Мастеру потребуется рожковой ключ на 12. При откручивании контргайки следует удерживать плоской отверткой сам регулировочный винтик от проворачивания.
- Регулируем зазор. Если зазор был маленьким, то следует немного выкрутить регулятор. Если зазор был большим, то следует немного закрутить регулятор. В процессе регулировки щуп должен назодиться в зазоре.
- Закручиваем контргайку и повторно контролируем зазор. Повторный контроль обязательно нужен, так как во время закручивания гайки может сбиться положение регулировочного винта ЗАЗ Сенс.
- Проворачиваем ГРМ на 180°. Это ровно половина оборота звездочки. Повторяем вышеописанные процедуры на всех клапанах.
Тепловые зазоры клапанов на двигателе МеМЗ-317 регулируются немного в другой последовательности. Дело в том, что распределительный вал данного мотора имеет более широкие кулачки, что отражается на длине фаз поворота привода. Точный порядок регулировки клапанов на 317-ом двигателе указан в документации, прилагаемой к авто.
Полезные советы
Завод-изготовитель хоть и указывает, что регулировка должна проводиться каждые 30 тыс. км, но многие автолюбители выполняют проверку теплового зазора каждые 10 тыс. км. Постоянное поддержание зазоров клапанов в нужном диапазоне обеспечивает максимальный выход мощности мотора.
Работы должны выполнятся на холодном двигателе, но это не означает, что они должны производится зимой при сильном морозе без прогрева двигателя. Оптимальной для выполнения работ считается температура мотора +20 град. Поэтому зимой допускается небольшой прогрев агрегата.
Многие для облегчения работ, выполняют регулировку по бегунку трамблера. Для этого при первой регулировке снимаем крышку трамблера и производим установку меток, как указано в пункте 1. При этом бегунок установиться в положение, указывающее на ВМТ 1 цилиндра. Затем на корпусе трамблера наносим 4 метки – первую в месте, куда показывает бегунок, последующие – через каждые 90 град. После при установке, достаточно следить за совпадением нанесенных меток с бегунком и проводить все работы согласно указанного выше порядка.
Периодическая проверка и регулировка клапанов на ВАЗ 2106 обеспечит должную работоспособность силовой установки, максимальный выход мощности и оптимальный расход топлива.