Установка рулевой рейки 3,1 оборота на Ладу Калина (спорт), карданчик и усилитель
Установка рулевой рейки 3,1 оборота на Ладу Калина (спорт), карданчик и усилитель.
Снимаем опору рулевых тяг. Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера.
Отворачиваем гайку, нанося удары по бородку (правая резьба).
. и снимаем трубу картера.
Отжимаем отверткой два фиксатора втулки, расположенной внутри трубы.
. и вынимаем втулку.
Снимаем с втулки два резиновых уплотнительных кольца.
Втулка рейки рулевого механизма (стрелками показаны фиксаторы втулки)
Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем. . и снимаем стопорное кольцо.. Снимаем гайку крепления трубы.
Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую заглушку. Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.
Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной головкой отворачиваем гайку упора.
Вынимаем пружину упора. Поддев отверткой.
. снимаем уплотнительное кольцо.
Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки. Поддев отверткой.
. снимаем вкладыш с упора.
В проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щитке передка.
Снимаем пыльник с вала шестерни.
Шестигранником «на 6» отворачиваем два винта.
. и снимаем крышку картера.
Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.
Снимаем уплотнительное кольцо крышки.
Вынимаем рейку из картера.
Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжимая картер монтажной лопаткой вверх.
Вынимаем вал-шестерню с подшипником из картера. Поддеваем отверткой..
. снимаем стопорное кольцо втулки.
Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной.
При необходимости замены игольчатого подшипника сверлом d=4 мм сверлим в картере два диаметрально расположенных отверстия, так чтобы они выходили к торцу наружного кольца игольчатого подшипника.
Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диаметра выбиваем наружное кольцо подшипника из картера.
Съемником спрессовываем шариковый подшипник вала-шестерни с внутренним кольцом роликового упорного подшипника.
Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.
Отверткой поддеваем и вынимаем сальник вала-шестерни из крышки картера. Если необходимо заменить наружное кольцо роликового упорного подшипника.
. шабером удаляем выдавленный металл в четырех местах и вынимаем кольцо. Обильно смазываем подшипники, зубья рейки и шестерни, пластмассовую втулку рейки смазкой Фиол-1 Собираем рулевой механизм в обратной последовательности. Наружное кольцо игольчатого по-шипника запрессовываем в картер оправкой подходящего диаметра. Для заделки отверстий в картере можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку». Запрессовываем вал-шестерню с шариковым подшипником в картер отрезком трубы подходящего диаметра или высокой головкой, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника. Можно запрессовать вал-шестерню в картер, оперев наружное кольцо подшипника на губки тисков.
Признаки (симптомы) неисправности рулевой рейки автомобиля
На примере рулевой рейки 2108 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций разберемся по каким признакам (симптомам) водитель может определить ее неисправность.
Так как, зачастую, проблемы с рейкой бывает довольно трудно выделить из целого списка неисправностей подвески и ходовой с аналогичными симптомами.
Признаки (симптомы) неисправности рулевой рейки автомобиля
— Стук со стороны передней подвески при движении по неровностям
В случае неисправности рулевая рейка издает металлический стук при проезде неровностей или движении по плохой дороге (гребенке). Стук отдается в рулевое колесо и хорошо ощущается водителем так как рулевая колонка через вал постоянно контактирует с рейкой.
Причин стука может быть несколько. Вот самые распространенные из них.
Изношена опорная втулка рейки рулевого механизма
На эту втулку опирается зубчатая рейка при перемещении внутри корпуса. Она пластиковая и со временем истирается. Между ней и рейкой появляется зазор. Из-за него рейка болтается в корпусе и при движении бьет по его стенкам. Водитель слышит и ощущает стук. Для замены опорной втулки придется снимать и разбирать рулевой механизм.
Установка опорной втулки в корпус рулевой рейки 2108 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Чтобы проверить есть люфт в рейке или нет покачиваем длинные рулевые тяги рукой вверх-вниз и взад-вперед. Если при покачивании внутри корпуса рейки ощущается люфт и даже слышен стук ее необходимо перебрать или заменить новой.
Большой зазор между зубцами вала и самой рейки
Со временем происходит износ зубцов на рейке и ее валу, в месте их постоянного контакта. Зазор между ними увеличивается, появляется стук.
Место износа зубцов рейки и контактирующих с ними шлицов ее вала — источник стука
Так как рейка поджимается к валу упором с регулировочной гайкой (пробкой упора) этот зазор на первых порах можно уменьшить и убрать стук. Для регулировки понадобится специальный ключ. См. «Особенности самостоятельной регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Вращение регулировочной пробки-упора рейки специальным ключом
Вот как выглядит сам упор со своей регулировочной гайкой, поджимающий рейку к валу.
Упор, поджимающий рейку к валу
Вышел из строя игольчатый подшипник вала рейки
Игольчатый подшипник можно заменить только сняв рулевой механизм и разобрав его, так как он находится внутри корпуса.
Установка игольчатого подшипника рулевой рейки 2108
Существует еще целый ряд причин стука рейки. Они встречаются реже, но имеют место быть. Подробно о них: «Стучит рулевая рейка ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины».
— Стук при повороте автомобиля на небольшой скорости
Зазоры и люфты проявляют себя стуком и во время вхождения автомобиля в поворот, при вращении рулевого колеса. Причины такого стука аналогичны перечисленным выше.
— Люфт рулевого колеса
В большинстве случаев люфт рулевого колеса идет бонусом к стуку со стороны передней подвески так пока выберутся все зазоры рулевое колесо прокручивается больше нормы. Для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предельно допустимый люфт 12-13 см длины дуги или 5 градусов. Измеряется люфтомером.
Примечания и дополнения
— При диагностике причин неисправности рулевой рейки по перечисленным признакам (симптомам) следует принимать во внимание, что стук и люфт могут быть следствием не только ее неисправностей. Схожие симптомы, например, имеют вышедшие из строя наконечники рулевых тяг или слабо затянутые болты крепления длинных рулевых тяг к рейке. Или вот еще список причин появления стука: «Почему стучит передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Для снятия рулевой рейки Lada Vesta необходимо демонтировать узлы, непосредственно сопряженные с этим механизмом. Автомобиль устанавливается на подъемник. Работы по демонтажу и замене запчасти производятся в следующем порядке:
- У рулевых тяг нужно снять внешние наконечники.
- Рулевой механизм со стабилизаторами демонтировать вместе с подрамником.
- Убрать защитный кожух, крепящийся на 5 болтах.
- Снять механизм с подрамника.
Установка узла управления производится в обратном порядке. После выполненных работ по монтажу рулевой рейки необходимо выполнить регулировку развала-схождения.
Рулевой вал SS20 для ВАЗ (карданный вал промежуточный)
В рулевом вале SS20 вместо игольчатых подшипников качения в кардане применены подшипники скольжения с использованием упругих втулок.
Поделись с друзьями
Применяемость
- ВАЗ 2113-2115
- ВАЗ 2110-2112
- ВАЗ 1117-1119 (ЛАДА Калина)
- ВАЗ 2190-2191 (ЛАДА Гранта)
- ВАЗ 2192, 2194 (ЛАДА Калина 2)
- Datsun mi-DO, Datsun on-DO
- ВАЗ 2170-2172 (Лада Приора с ЭУР)
Преимущества использования рулевого вала SS20 в автомобилях ВАЗ
- бесшумная работа — карданное соединение с упругими втулками не имеет люфта и поэтому не стучит;
- легкое вращение и отсутствие заеданий обеспечивается наличием качественной смазки и высокими антифрикционными свойствами втулок карданчика;
- упругие втулки кардана имеют достаточную прочность, не сминаются и имеют минимальный износ, что обеспечивает высокий ресурс.
Гарантия
Рулевой вал промежуточный (рулевой кардан) устанавливается между усилителем рулевого управления (на а/м с электроусилителем) и рулевым механизмом. На тех автомобилях, где нет усилителя, он устанавливается между валом рулевой колонки и рулевым механизмом, и предназначен для передачи усилия от вращения руля на рулевой механизм.
Так как оси рулевого механизма и рулевой колонки находятся под углом друг к другу, то рулевой вал имеет в своем составе карданный механизм (один или два, в зависимости от модели), и резиновый демпфер для уменьшения вибраций и ударов, передаваемых на руль.Карданный механизм штатного рулевого вала, устанавливаемого на конвейере, в крестовине имеет четыре игольчатых подшипника, обеспечивающих свободное вращение и поворот. При эксплуатации автомобиля игольчатый подшипник изнашивается, увеличивая зазор и люфт, поэтому появляются стуки, заедания и перекаты (неравномерность вращения). Также при производстве штатных рулевых валов имеются дефекты недостаточной смазки подшипников. Зачастую в подшипнике изначально присутствует увеличенный зазор и с самого начала эксплуатации автомобиля карданные соединения рулевого вала стучат.
Компания SS20 предлагает по 2 модификации рулевых валов на каждый автомобиль:
- для моделей ЛАДА Приора, ЛАДА Калина и ЛАДА Гранта это две модификации: первый вал с цельносварной конструкцией и модификация с разъемом в центральной части — вал составной конструкции.
- для моделей ВАЗ 2110 и 2113 это модификации с резиновым демпфером как в заводской конструкции и вторая модификация — цельносварной вал, из конструкции которого исключен демпфер;
Вал с резиновой муфтой обеспечивает упругое гашение толчков от рулевого механизма и стандартную управляемость.
Вал цельносварной и вал составной конструкции — обеспечивают более точное и четкое управление автомобилем.
Вал составной конструкции легко устанавливается на автомобиль, и не требует снятия рулевой рейки. Это исключает необходимость использования подъемников и другого специализированного оборудования. Установка вала составной конструкции на автомобиль может быть выполнена на ровной площадке с использованием минимального набора инструментов.
В рулевом вале SS20 вместо игольчатых подшипников качения в кардане применены подшипники скольжения с использованием упругих втулок. Данное решение обеспечивает предварительный натяг в каждом из подшипников карданного соединения и, соответственно, отсутствие люфта и полное отсутствие стука в таком соединении. Легкость вращения обеспечивает наличие качественной смазки и высокие антифрикционные свойства втулок.
Диагностика рулевого карданного вала
На своём автомобиле Вы можете проверить исправность рулевого карданного вала самостоятельно (примечание: рулевые валы SS20 устанавливаются только на автомобилях с регулировкой рулевой колонки по высоте). Для этого на автомобиле без ЭУР:
- Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку с твёрдым покрытием.
- Одной рукой возьмитесь за промежуточный рулевой вал в районе крестовины кардана, касаясь при этом пальцами вилок кардана.
Диагностика рулевого вала для автомобилей с ЭУР производится аналогичным способом как при работающем, так и при неработающем двигателе. При этом нужно учитывать, что при неработающем двигателе во время качания руля прослушивается стук в электроусилителе — не путать его со стуком рулевого вала (наличие стука в электроусилителе при неработающем двигателе не является дефектом).
Регулярная езда по неровным дорогам, в условиях города наносит ущерб конструкции автомобиля, оказывает большую нагрузку на рулевую рейку и её составляющие. Для профилактики поломок рекомендуется притормаживать на неровностях, проезжать дефекты снижая скорость.
- при соприкосновении с рулём ощущаются посторонние звуки, постукивания;
- затруднения, необходимые усилия для воспроизведения манипуляций с поворотом руля;
- появление люфта (зазор, промежуток, свободный ход);
- появившаяся течь автомобильного масла.
Если есть один или несколько признаков, нужна срочная диагностика этого узла на предмет исправности, а также необходимые операции для восстановления рабочего потенциала.
Часто на ранних этапах проблему можно решить банальной регулировкой механизма. Если же благополучно и долгосрочно не обращать на это внимание, в перспективе может понадобиться длительный дорогой ремонт, а то и полная замена детали.
Замена и ремонт неисправной рулевой рейки
Эту не особенно сложную, но чрезвычайно важную работу лучше всего проводить на ремонтном подъёмнике. В крайнем случае на широкой смотровой яме. Но тогда автомобиль нужно поставить так, чтобы снять оба колеса.
Итак, автомобиль установлен согласно упомянутых условий. Колёса демонтированы. Можно начинать. В первую очередь выставить штурвал автомобиля «Приора» в позицию — движение прямо. То есть колёса смотрят точно вперёд. После этого, руль желательно закрепить.
Отпустить крепление электроусилителя руля. Извлечь кардан, соединяющий ЭУР с шлицевым наконечником вала рулевого механизма. И перейти под автомобиль. Есть два варианта. Можно открутить наконечники от колеса. Но большинство мастеров предпочитают отвернуть болты крепления рулевых тяг к рейке. Дело в том, что так её гораздо легче извлечь.
Это делается следующим образом, выкручиваются два бота на 17 держащие прижимную пластину. Сначала выворачивается 1, а второй ослабляется. Тяга отодвигается в сторону. Потом удаляется второй, вместе с пластиной и отодвигается другая тяга.
Теперь демонтируются крепления непосредственно рулевой рейки. Это полукруглые скобы с резиновыми уплотнителями. Они одеты на резьбовые шпильки в корпусе «Приоры» и закручены гайками на 13. Отворачивать их удобнее всего головкой. После снятия гаек удаляются скобы. Снимаемое устройство немного подаётся на себя. Это нужно,чтобы червячное устройство вышло из отверстия в салоне.Теперь можно извлекать рулевую рейку. Для этого в левом крыле «Приоры» предусмотрено технологическое окно. В него можно осторожно подать край узла и вытащить его наружу. Либо для дальнейшей разборки и ремонта, либо просто для замены на новый экземпляр.
Как обычно, вся установка детали проводится строго в обратном порядке. Но перед началом нужно соблюсти несколько очень важных условий!
Особое внимание! Новая рулевая рейка «Приоры» перед установкой должна обязательно находиться строго в среднем положении!
Ну и второй момент. Дело в том, что на заводе, никакие узлы этого механизма, кроме подшипника вала, не смазываются. Обязательно нужно снять пыльники и через боковые заглушки обильно смазать внутренние части механизма солидолом или литолом.
После того как эти требования будут выполнены, можно начинать традиционную сборку в обратном порядке.Когда всё собрано, включить зажигание для активации усилителя и проверить состояние управления.
Обязательно! По окончании работ провести регулировку «развал-схождения»! И можно отправляться в путь!
Recommendations
Comments 21
По поводу рулевой рейки тойота королла 150-151. Ее можно немного подтянуть. Я подтягивал совсем чуточку, после чего руль возвращался в свое положение самостоятельно но с небольшим усилием (как бы то возвратится сам, то немножко надо было помочь рукой) после двух дней езды затруднений с возвращением руля в исходное положение не было. Теперь пред история — люфтов на машине не было но как и у пред идущего автора было побрякивание рулевой рейки, на диагностике проблем не нашли). После проделанной работы машину стало не узнать, ни каких подруливаний четкая траектория движения на любой скорости даже с продавленным профилем дороги, с неровностями выбоинами и тд. Прошло 3 года, управляемость на высоте, ни чего ни гремит, ни клинит и тд. Подтягивал рейку самодельным ключем, это металлическая пластина длинной сантиметров 30 с приваренной гайкой уже не помню от 22 до 27 мм. Ключ делал сам 2 минуты, чтобы гайка на ключе вошла в регулировочную заглушку и ключу не мещали другие помехи, пластину ключа подогнул по месту. Найти Регулировочную гайку или заглушку с маху трудно. При снятом левом колесе на рулевой рейке с боку (с правой стороны есть углубление с этой регулировочной гайкой), сначала попытайтесь нащупать её рукой но а потом уж и дерзайте. Самое главное не перетягивать, у меня получилось подтянуть порядка 45 градусов. Удачи. Может кому и пригодится.
По поводу рулевой рейки тойота королла 150-151. Ее можно немного подтянуть. Я подтягивал совсем чуточку, после чего руль возвращался в свое положение самостоятельно но с небольшим усилием (как бы то возвратится сам, то немножко надо было помочь рукой) после двух дней езды затруднений с возвращением руля в исходное положение не было. Теперь пред история — люфтов на машине не было но как и у пред идущего автора было побрякивание рулевой рейки, на диагностике проблем не нашли). После проделанной работы машину стало не узнать, ни каких подруливаний четкая траектория движения на любой скорости даже с продавленным профилем дороги, с неровностями выбоинами и тд. Прошло 3 года, управляемость на высоте, ни чего ни гремит, ни клинит и тд. Подтягивал рейку самодельным ключем, это металлическая пластина длинной сантиметров 30 с приваренной гайкой уже не помню от 22 до 27 мм. Ключ делал сам 2 минуты, чтобы гайка на ключе вошла в регулировочную заглушку и ключу не мещали другие помехи, пластину ключа подогнул по месту. Найти Регулировочную гайку или заглушку с маху трудно. При снятом левом колесе на рулевой рейке с боку (с правой стороны есть углубление с этой регулировочной гайкой), сначала попытайтесь нащупать её рукой но а потом уж и дерзайте. Самое главное не перетягивать, у меня получилось подтянуть порядка 45 градусов. Удачи. Может кому и пригодится.
Электроусилитель руля ВАЗ 1118, 2190 Гранта (ЭУР) с проводкой в сборе к рулевой рейки 4.1
Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке э лектроусилитель руля ЭУР ВАЗ 1117 , в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска.
Электромеханический усилитель руля — это устройство, которое в наше время устанавливается на большинство машин как иностранного, так и отечественного производства. Его наличие в автомобиле объясняется очень важным фактором, это повышение безопасности водителя и пассажиров, т.к. управлять автомобилем, который оборудован таким прибором как усилитель руля значительно легче и проще.
ЭУР — Электромеханический усилитель рулевого управления представляет собой принципиально новую конструкцию проходного типа, без использования механического редуктора и предназначен для снижения управляющего усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу.
Электроусилитель руля на автомобили Лада Гранта, Калина всех модификаций. Номер детали по каталогу запасных частей ОАО «АВТОВАЗ»:1117-3450008-04. Взаимозаменяется с ЭУР 11186-3450008-02. Производство фирмы Mando Южная Корея. Поставляется на сборочное производство АВТОВАЗ.
Штатная инсталляция без дополнительных пластин-адаптеров.
Принцип работы ЭУР (электрического усилителя руля) основан на том, что при вращении рулевого колеса происходит скручивание торсионного вала усилителя. Величина этого скручивания фиксируется датчиком момента, который в нем установлен. На основании этих значений, а так же данных с датчика скорости и оборотов коленчатого вала, электронный блок управления вычисляет нужное усилие для компенсации сопротивления прилагаемое на руль водителем, и затем подает команду на электродвигатель усилителя.
Основные требования, которые обеспечивает безредукторный электроусилитель:
— снижает энергетические затраты водителя;
— обеспечивает оптимальные по эргономическим условиям нагрузочные и скоростные характеристики рулевого управления;
— обеспечивает прямолинейное движение автомобиля при повреждении шин или подвески;
— сохраняет возможность управления автомобилем при отказе усилителя;
— сохраняет стабилизацию колес, то есть удерживает их в нейтральном положении при воздействии различных возмущающих факторов.
Особенно актуален усилитель рулевого управления в экстремальных условиях, так как обеспечивает комфортабельное и надежное управление автомобилем.
Основные преимущества ЭУР перед гидроусилителем:
1. Технологичность установки. Монтируется на автомобиль одним узлом без вторжения в моторный отсек;
2. Время установки – не более 1,5 ч;
3. Надежность. Отсутствуют компоненты, присущие гидроусилителям (шланги, шкивы, жидкости);
4. Обеспечивает пассивную безопасность при ударе, имеет встроенную систему самодиагностики;
5. Экологичность и энергосберегаемость. Потребляет мощность только при маневрировании, что заметно снижает затраты энергии и приводит к экономии топлива;
6. Информативность. Обеспечивает рост усилия на руле с ростом скорости движения автомобиля.
Основные технические характеристики ЭУР ВАЗ 1117 -345008-04 :
— Номинальное напряжение питания 13,5 В;
— Потребление тока не более 55 А;
— Компенсирующий момент 28±1 Нм при скорости вращения рулевого колеса 360°/сек;
Основные преимущества перед редукторным вариантом электроусилителя:
1. Надежность. Прямая передача момента приложенного к рулевому колесу на рулевую рейку в отличие от редукторного варианта, где присутствует зубчатая передача;