О каких проблемах в автомобиле может рассказать педаль тормоза
О каких проблемах в автомобиле может рассказать педаль тормоза
Одним из важных моментов, о которых не должны забывать автомобилисты, является соблюдение безопасности на дороге. Во время езды по мокрой дороге или в условиях ограниченной видимости, водитель должен быть особенно бдительным. В большинстве случаев избежать ДТП позволяет педаль тормоза. Нажатие на педаль должно сопровождаться плавным снижением скорости или полной остановкой. В процессе управления одним транспортным средством автомобилист начинает хорошо чувствовать педали.
Со временем педаль тормоза становится чрезмерно податливой или слишком тугой. Она может проваливаться или иметь большую амплитуду движения. Любое из изменений говорит о том, что тормозной системе требуется срочный ремонт, так как эксплуатация автомобиля в этом случае запрещена.
Проверка и регулировка свободного хода педали тормоза ВАЗ 2108, 2109, 21099
Свободный ход педали тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 составляет 3-5 мм.
В тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций свободный ход педали тормоза — это ход педали от ее верхнего положения, до начала срабатывания тормозных механизмов. Верхнее положение педали ограничивает выключатель стоп-сигналов (педаль упирается в его подвижный контакт своим упором).
Проверка свободного хода педали тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Свободный ход педали тормоза проверяем на заглушенном двигателе.
— Измеряем расстояние от пола до отпущенной педали тормоза
Для этого рулетку или линейку упираем в пол автомобиля и измеряем расстояние до верхней поверхности площадки полностью отпущенной педали.
Измеряем расстояние от площадки педали до пола под ногами водителя (точки измерения могут быть выбраны произвольно)
— Измеряем расстояние от пола до нажатой педали тормоза
Не убирая рулетку или линейку слегка нажимаем на педаль тормоза рукой, опускаем ее вниз пока не почувствуем сопротивление перемещению. По шкале линейки или рулетки определяем на сколько миллиметров опустилась площадка педали. Это и будет свободный ход педали тормоза.
Если он не укладывается в требуемый предел 3-5 мм (больше или меньше этого значения), проводим регулировку свободного хода педали тормоза.
Измеряем расстояние от площадки нажатой педали тормоза до пола
Регулировка свободного хода педали тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для регулировки свободного хода педали тормоза необходимо перемещать выключатель стоп-сигналов задних тормозов, который служит упором для педали тормоза. См. фото в начале статьи.
— Ослабляем контргайку выключателя стоп-сигналов
Используем два рожковых ключа на «19».
— Перемещаем выключатель стоп-сигналов
Для перемещения вращаем гайку крепления выключателя стоп-сигналов. Используем тот же ключ на «19». Что бы уменьшить свободный ход педали тормоза наворачиваем (по часовой стрелке) ее на выключатель. Чтобы увеличить, наоборот отворачиваем (против часовой стрелки).
— Фиксируем выключатель стоп-сигналов
Фиксируем выключатель в требуемом положении затянув контргайку.
Проверяем свободный ход педали и работу ламп стоп-сигналов
После регулировки свободного хода педали тормоза проверяем еще раз его значение. В случае если оно опять не соответствует норме, проводим регулировку еще раз.
Помимо этого проверяем своевременное включение ламп стоп-сигналов в задних фонарях. Выключатель должен занимать такое положение по отношению к педали тормоза, чтобы стоп-сигналы своевременно включались при ее нажатии и не горели постоянным светом при ее отпускании.
Примечания и дополнения
— Для чего необходим свободный ход педали тормоза на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099? Он предотвращает самопроизвольное подтормаживание тормозных механизмов колес при отпущенной педали тормоза.
— При проведении работ с выключателем стоп-сигналов следует учитывать, что на наго постоянно подается напряжение (белый провод).
Снятие регуляторов давления жидкости в тормозных механизмах задних колёс Шевроле Ланос
Регуляторы давления заменяем при неподдающейся регулировке эффективности торможения задних колес (ранней или поздней блокировке по отношению к передним колесам) или течи тормозной жидкости в соединении их с главным тормозным цилиндром.
Отворачиваем штуцеры трубок задних тормозных механизмов от регуляторов давления.
Ключом «на 22» отворачиваем регулятор и снимаем его.
Если необходимо заменить регулятор давления, меняем оба регулятора, даже если неисправен только один.
Новые регуляторы должны иметь одинаковую маркировку.
Это необходимо для того, чтобы избежать неравномерности торможения.
Устанавливаем регуляторы давления в обратной последовательности.
Уплотнительные кольца заменяем новыми.
После установки прокачиваем гидропривод тормозной системы (см. Прокачка гидропривода тормозной системы Шевроле Ланос).
Сложная задача
Вторая тема при экстренном торможении – это оптимальное использование обоих тормозов, т.е. максимальное использование резины и сцепления с асфальтом. Это очень сложная задача – не каждый может так точно затормозить переднюю и заднюю части, чтобы поместиться в узком диапазоне между скольжением и поворотом. По этой причине мотоциклисты обычно ориентируются на оптимальную дозировку переднего тормоза.
На данный момент гонщики и поклонники гонщиков узнают, что в в гоночных мотоциклах можно забыть о заднем тормозе. Да, но езда каждый день – это нечто совершенно иное, чем трек, потому что торможение до перекрестка с задержкой 9 м / с2 – это все равно что выдавать желаемое за действительное. Даже опытные мотоциклисты не получают задержку более 7 м / с2 при въезде в узкие перекрестки. Отсюда делаем вывод, что пока заднее колесо не оторвано от земли, его можно затормозить. Достигнута ли эта точка, и зависит ли она в первую очередь от типа мотоцикла (более конкретно – от положения его центра тяжести, колесной базы, шин и т. д.) И от задержки.
Спортивные мотоциклы, в которых передние колеса более нагружены, раньше они поднимали задние, как, например, наша тестовый Honda CBF 1000. В нем сначала блокируется переднее колесо, а затем поднимается заднее. Поэтому очень важно, чтобы гонщик точно знал специфику мотоцикла, на котором он ездит. Например, вы должны чувствовать дозировку тормозов. Но другие факторы также имеют значение. Если, например, на неровном асфальте вилка ударится быстрее, чем ожидает гонщик, колесо временно потеряет контакт с землей и сцеплением.
Может также случиться, что мотоцикл – без предупреждения – проявит желание сделать сальто через переднюю часть. Оба явления требуют немедленной реакции, а после ее устранения – восстановления давления в тормозной системе. Такие операции успешны, только если все компоненты привода и тормозной системы совпадают. Вот почему правильное расстояние между рычагом и рулем, а также точность всех компонентов системы так важны.
Наша вторая попытка – экстренное торможение на скоростьи 200 км / ч . Эта задача является безотказным способом увеличить частоту сердцебиений. В отличие от первой попытки (торможение со 100 км / ч), когда слышен визг шин – при торможении со скоростью 200 км / ч визг гасит шум ветра. Заблокированное переднее колесо – единственный и последний предупреждающий сигнал. Это заставляет вас быть чрезвычайно осторожным. Это можно увидеть после относительно медленного повышения давления в тормозной системе и после довольно умеренного замедления 9,3 м / с2 ( тормозной путь 166 м). Только после нескольких попыток один из гонщиков получает 9,7 м / с2 (тормозной путь 159 м).
Торможение на мотоцикле
Причины поломок педали тормоза
Изменения степени усилий для нажатия педали происходят из-за ряда конструктивных нарушений, которые могут быть как универсальными для всех типов автомобилей, так и изъянами исключительно определенных моделей или серий. Мы рассмотрим перечень основных проблем, которые можно назвать типичными для современных и советских автомобилей. Как правило, выход из строя педали тормоза является следствием неисправности ВУ (вакуумного усилителя) или ГТЦ (главного тормозного цилиндра). Подробный анализ работоспособности и изменений в тормозной системе позволит выявить подлинный источник:
Засорение воздушного фильтра ВУ. Очистку этого элемента не выполняют. В случае попадания внутрь значительного количества инородных веществ, которое сказывается на работоспособности, необходимо произвести замену усилителя новым аналогом.
Механическое повреждение корпуса клапана ВУ. При незначительных дефектах механизм начинает заедать, что сказывается на силе нажатия на педаль. Такая поломка, к сожалению, не ремонтируется, а требует замены усилителя.
Повреждение диафрагмы ВУ. Признаком наличия данного дефекта могут служить посторонние звуки при срабатывании системы торможения. Исправляется поломка заменой усилителя.
Неисправен наконечник ВУ. Эта причина также может привести к тому, что педаль тормоза схватывает в конце хода. Для устранения проблемы, в отличие от предыдущих поломок, не требуется замена основного элемента. Достаточно установить только новый наконечник.
Обратный клапан не срабатывает или заедает — устраняется заменой данного механизма. Разгерметизация этого сегмента приводит к тому, что в полость усилителя попадает топливо. В дальнейшем это выводит из строя весь узел. В итоге нужно менять ВУ в комплекте с обратным клапаном.
Повреждение или ослабление крепления шланга соединяющего ВУ с впускным коллектором. В первом случае резиновую трубку нужно заменить, а во втором варианте придется подтянуть хомуты крепления или заменить их при наличии повреждений. Данная причина является самой распространенной и требует регулярного контроля и осмотра надежности крепления. Состояние шланга необходимо систематически проверять. Он изготавливается из специального полимера, который при охлаждении становиться жестким, после включения двигателя и прогрева материал становится гибким. Из-за этого снижается его пропускная способность. Вследствие данной проблемы возникают неполадки в работе тормозной педали. Чтобы не сталкиваться с этой неисправностью, нужно приобретать качественные детали, с конкретными термическими параметрами.
Разбухание уплотнительных колец в цилиндрах. Если не нажимается педаль тормоза, нужно сразу же проверить состояние эластичных уплотнителей. Чаще всего это происходит из-за попадания бензина и масел внутрь узлов или использования некачественной тормозной жидкости. В зависимости от степени повреждения проводится замена уплотнителей и некачественной тормозной жидкости на рекомендованный производителем аналог.
Колеса и тормоза мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, особенности конструкции, регулировка тормозов.
В мотоциклах ИМЗ Урал применяют стальной катаный из ленты, а затем сваренный обод. В нем выполнены лунки для установки ниппелей и спиц. Спицы передают не только радиальную нагрузку, но и вращающий и тормозящий моменты. Для этого спицы располагают под углом к радиусу — тангенциально.
Ступица колеса мотоцикла ИМЗ Урал стальная сборная. Она состоит из собственно ступицы и приклепанного к ней штампованного тормозного барабана. После сборки ступицы тормозной барабан протачивают для обеспечения необходимого размера и для уменьшения радиального биения.
Для предотвращения вытекания смазки, попадания пыли и влаги внутрь ступицы с левой стороны она уплотняется сальником. Установленным в гайке. Правая сторона ступицы обращена к тормозному барабану или к главной передаче. Поэтому менее подвержена загрязнению, и необходимости в установке сальника нет.
Колеса вращаются на двух конических радиально-упорных подшипниках, которые смазываются «ЛИТОЛ-24». Такие подшипники обладают большой несущей способностью, но требуют тщательной регулировки.
Устройство колеса мотоцикла ИМЗ Урал.
Тормоза мотоцикла ИМЗ Урал.
На всех моделях мотоциклов ИМЗ Урал, вплоть до ИМЗ-8.103, предусмотрены два тормоза на переднем и на заднем колесе. На модели ИМЗ-8.103 имеется и тормоз колеса коляски. Приводимый в действие одновременно с тормозом заднего колеса. Тормоза на всех колесах барабанные. На заднем колесе и на колесе коляски применяется однокулачковый тормоз.
Работает тормоз следующим образом. Под воздействием усилия, прикладываемого водителем к педали или рычагу, рычаг поворачивается и перемещает тягу. Которая, в свою очередь через рычажок поворачивает кулачок. Кулачок разводит колодки, прижимая их к тормозному барабану.
При торможении колодки изнашиваются, и зазор между ними и тормозным барабаном может увеличиться настолько, что при рабочем ходе рычага кулачок будет поворачиваться недостаточно для прижатия колодок к барабану. В этом случае, вращая гайку-барашек, кулачок поворачивают на некоторый угол, и уменьшают зазор между колодками и барабаном. Когда уменьшить зазор за счет барашка уже не удается, его устраняют, вывертывая регулировочные болты колодок. Роль крышки заднего тормоза выполняет картер задней передачи.
Поскольку точка крепления тяги к рычагу тормозной педали не лежит на оси качания маятника заднего колеса, то в случае непосредственного крепления тяги к рычагу тормозной педали во время колебаний маятника заднего колеса тяга будет поворачивать кулачок и затормаживать заднее колесо.
Во избежание этого в приводе заднего тормоза применен специальный многозвенник. Который при любом колебании маятника задней подвески оставляет тягу неподвижной и в то же время при нажатии на педаль тормоза обеспечивает перемещение тяги и торможение.
Комплексное торможение
Комплексную технику используют даже в экстренных случаях, когда невозможно избежать аварии, но нужно минимизировать ее последствия. Однако помните, что в повороте тормозить нельзя. Перед началом поворота обязательно снижайте скорость, а сам поворот проходите с небольшим ускорением. В экстренной ситуации жать на тормоза до завершения маневра не стоит, так вы потеряете устойчивость и управление, и гарантированно произойдет ДТП.
На скользкой дороге при плохом сцеплении также тормозят передним и задним дисками, но нужно учитывать, что тормозная дистанция мотоцикла увеличивается примерно впятеро. Кроме того, возрастает риск потери управления, поэтому нужно стабилизировать движение и выжимать тормоз почти до блокировки колес.
Чтобы научиться правильно тормозить, нужно время и опыт. Мы рекомендуем отрабатывать технику на пустой площадке. Наконец, выбирайте мотоцикл с антиблокировочной тормозной системой – это наиболее безопасный и простой в управлении вариант.