Снегоход Ski-Doo skandic 550f WT/SWT Tundra WT. Инструкция; часть 3
Снегоход Ski-Doo skandic 550f WT/SWT Tundra WT. Инструкция — часть 3
BRP Ski-Doo Skandic WT550 — высокотехнологичный снегоход от канадского разработчика. Относится к классическим утилитарным снегоходам, но при этом обладает уникальными характеристиками. Среди главных особенностей аппарата отметим экономичность, большое тяговое усилие и отменную управляемость.
Техника разработана компанией BRP и отличается отменным качеством изготовления. Так, снегоход пользуется заслуженной популярностью во всем мире, в том числе и на постсоветском пространстве. Рассматриваемая модель разработана на платформе REV-XU, в которой использованы проверенные технические решения, а также инновационные компоненты. Благодаря этой «тележке» канадская компания значительно опередила ближайших конкурентов в плане технологичности и перспективности. Также данная платформа характеризуется удобством и производительностью. Обратим внимание на эргономичную посадку водителя, который может без проблем вытянуть ноги, независимо от своего роста. Центр тяжести находится под сиденьем, а для снижения усталости при длительных поездках посадочное место сместили вперед. Помимо этого, в платформе использованы облегченные материалы, чтобы уменьшить массу снегохода на 15%.
BRP Ski-Doo Skandic WT 550 является современной моделью, которая до сих пор актуальна, не смотря на долгие годы производства. В отличие от обычной платформы REV, модернизированное шасси REV-XU сочетает в себе улучшенные динамические и прочностные показатели. Дело в том, что рама изготовлена из алюминия. Снегоход является двухместным уже в базовой комплектации. Модульное сиденье оборудовано полноценной спинкой и подходит для любого стиля вождения.
Воздушный фильтр. Проверяется каждую неделю. Если фильтр грязный – надо почистить; если обнаружены дыры или иные повреждения – заменить.
Топливный фильтр. Проверяется каждую неделю. Грязный фильтр меняют на новый.
Карбюратор. Обычно чистка карбюратора нужна после долгого хранения. Его следует разобрать, положить все металлические детали в отдельную емкость, обработать специальным очистителем карбюратора и дать постоять. После чего под струей воды почистить зубной щеткой. Важно – на резиновые и пластмассовые детали очиститель попасть не должен. После разборки и сборки карбюратора потребуется его заново настроить. При отсутствии навыков это лучше доверить специалисту.
Аккумулятор. Если АКБ 12-вольтовая, и напряжение ниже 12,5 В – лучше снять и зарядить. Обычно это необходимо после долгого хранения, но рекомендуется проверять каждые 3 месяца.
Тросик газа. Чтобы избежать замерзания в рубашке из-за конденсата, в начале сезона лучше обработать тросик смазкой, которая вытесняет влагу. Она не должна быть консистентной.
Свечи зажигания. В нормальном состоянии изолятор головки желто-коричневый или светло-коричневый. Небольшой нагар – некритичен. На электродах не должно быть прогаров или эрозии. Белый или светло-серый цвет изолятора – признак перегрева двигателя, а черный цвет – показатель неполного сгорания топлива.
Необходимо ли обращение в мастерскую?
При принятии решения о замене гусеницы своими силами следует трезво оценить сочетание своих возможностей с конструктивными особенностями снегохода, так как перечень работ может несколько отличаться. Типичный порядок выполняемых работ при замене гусеницы на примере снегохода Arctic Cat 580Z выглядит так:
- Вывешивается на специальном подъемнике или подручными средствами задняя часть снегохода.
- Ослабляется натяжение гусеницы, после чего откручивается тележка.
- Снимается ведомый шкив вариатора (часто ошибочно многими называемый ?задним вариатором?), извлекается трос спидометра. Может потребоваться специальный съемник.
- Сливается масло из редуктора, после чего снимается его крышка.
- Демонтируются пружины натяжителя приводной цепи, шестерни редуктора и сама цепь.
- Откручивается крышка подшипника приводного вала гусеницы.
Только после этого можно выдвинуть внутрь ведущий вал привода гусеницы и снять ее, а затем, заведя новую гусеницу на место, собрать все в обратном порядке. Важно помнить, что перед установкой внутренняя поверхность гусеницы должна быть смочена водой ? она выполняет роль смазки для склизов.
Натяжение новой гусеницы следует производить после того, как двигатель некоторое время прокрутит ее на вывешенном снегоходе.
Список необходимых операций может увеличить наличие на приводном валу дискового тормоза, а также неудачная компоновка других узлов. Так, на Ski-Doo TNT придется демонтировать не только механизм тормоза, но и аккумулятор с глушителем. Подобная работа уже способна оказаться затруднительной для многих владельцев снегоходов, так что принятие решения о передаче аппарата в мастерскую будет весьма разумным. Для большинства же аппаратов высшей ценовой категории, стоимость гусениц на которые измеряется десятками тысяч рублей, ответ будет очевидным, ведь цена работы мастера составит незначительную часть затрат. Самостоятельная замена в таких случаях скорее прихоть, чем необходимость.
Снежная ракета: тест-драйв снегохода Ski-Doo Summit X 850 E-TEC
Эволюция, как известно из курса биологии, развивается скачкообразно. Какой-нибудь крокодил сначала постепенно обрастает зубами и колючками из поколения в поколение, но в какой-то момент на свет вместо очередной версии крокодила с дополнительным зубом рождается тираннозавр. Так и в технике: после нескольких лет «новых раскрасок» и увеличения гусеницы, у BRP родился новый, невероятный горный снегоход, имеющий мало общего с прошлыми версиями.
К снегоходному сезону 2016-2017 канадская компания BRP подготовила для любителей горной езды на снегоходах настоящий праздник! Впервые за почти десять лет фирма выпустила совершенно новый флагман линейки горных моделей – Summit 850. Напомню, что прошлая итерация «саммитов» выпускалась на платформе REV-XM практически без каких-либо изменений аж с 2008 года. Разве что в 2011-м карбюраторный мотор сменил агрегат с системой впрыска топлива E-TEC. С тех пор радикально менялись только расцветки пластика – остальное развитие шло исключительно по эволюционному пути.
И вот, наконец, весной прошлого года (да, модели снегоходов представляют весной года предыдущего) в сети стали появляться шпионские фотографии новой машины из Канады. Ходили слухи, что мотор «раздуют» до 850 «кубов», да и очертания перспективного снегохода на плохого качества фотках давали лишь намеки на то, что дизайн тоже изменится. Все ждали очередной «старый новый» Summit с увеличенным мотором. Что еще можно изобрести в «горнике», кроме повышенной мощности? Вроде бы, все придумано давно: знай себе форсируй мотор, меняй алюминий на композит, сварку на клей, лампочки на диоды – уменьшай массу, увеличивай энерговооруженность… ан нет. BRP в очередной раз произвели фурор на рынке и поставили всех конкурентов в положение «глубоко догоняющих» выпуском нового Summit 850.
Платформа
От старого снегохода в новом Саммите осталось лишь название. Даже платформа, или если говорить нормальным языком – рама, изменилась. В основе остался алюминиевый туннель – никуда не деться от «крылатого металла». Однако и ему «досталось». Вместо прямоугольного П-образного «короба» туннель получил пирамидальную форму в верхней части. Получилось, что при прежней ширине гусеницы в 408 мм удалось сделать туннель уже – а значит, эргономичнее – в том месте, где его обхватывают ноги пилота. Теперь покатый профиль боковин сиденья как бы продолжается туннелем, и его грани не упираются в голени. Стоять на подножках с такой формой рамы стало заметно удобнее, хотя, конечно в нижней части ширина осталась прежней.
Сами подножки тоже не избежали той же участи и стали уже на 16 мм, а корпус капота сузился на целых 10 сантиметров – стал заметно менее «пузатым». Все это позволило аппарату меньше «якориться» за снег при движении траверсом по крутым склонам в пухлом снегу. Он стал более «гидродинамичным», если, конечно, этот термин можно применить к движению среди снега, а не воды.
Кроме того, двигатель новой машины сместили к центру, и теперь он размещен симметрично продольной оси снегохода, что позволило убрать дисбаланс. Не сказать, что прошлый Саммит тяготил пилота перевесом массы на один борт (во всяком случае, за много лет езды на нем я ее не ощутил ни разу), но теперь, как говорят производители, он стал заметно лучше в плане баланса. Что ж, поверим им на слово.
А вот за что действительно можно сказать огромное спасибо инженерам-эргономистам, так это за то, что они смогли «продлить» подножки вперед почти на 7 см! Это может показаться незначительным, однако именно этих сантиметров, бывало, не хватало для того, чтобы легко выдернуть машину на одну лыжу, например, на крутом спуске. Чем ближе пилот смещен к двигателю и лыжам, тем проще снегоход выдергивается в стойку. На Summit 850 это стало делать значительно проще.
Субъективность килограммов
Кажется, что инженеры заключили сделку с кем-то из потустороннего мира – иначе сделать снегоход с практически неизменной массой настолько легче в ощущениях традиционными способами невозможно! Субъективно – при той же, что и у предшественника массе в 197 кг (против 207 у Summit 800), аппарат ощущается чуть ли не в полтора раза легче. Выводить его в стойку на одну лыжу и удерживать в таком положении настолько легко и не трудозатратно, что диву даешься!
Конечно, отчасти в этом заслуга и зауженной до экстремальных 895 мм базы лыж (у предыдущего Саммита она составляла 907 мм). Однако, конечно же, в этом заслуга всех перечисленных изменений. Общее количество затрат энергии при катании сократилось едва не на треть. Можно гонять не переставая очень долго. Даже по фото видно, что езда в «угле» не требует никаких усилий: можно стоять на «неправильной ноге», вообще не напрягаясь, и лишь корректировать курс снегохода по склону. Недаром главным слоганом новой модели стало слово «Agility» — легкость, ловкость, проворство.
От колес – лыжам
Прошлое поколение Summit не отличалось особой стабильностью на прямых перегонах. Мягкая подвеска и довольно острая геометрия вкупе с узкой базой лыж делали прямолинейное движение весьма утомительным занятием. Стоило ожидать, что с уменьшением базы лыж дела на прямых пойдут и вовсе печально, однако Summit 850 показал себя исключительно стабильным на прямиках и твердых покрытиях. Но как?
Инженеры подсмотрели решение в мире мотоциклов и автомобилей. У первых за сохранение прямолинейного движения отвечает «рейк» – расстояние между точками проекций оси вилки и контакта колеса с асфальтом. У вторых – кастор: продольный угол наклона оси поворота колеса. Здесь тоже, если так можно сказать, увеличили «кастор». Теперь, даже с более узкой колеей лыж, снегоход ведет себя на прямых «утоптанных» дорогах не столь нервно – причем без потери в управляемости и легкости рулежки в «пухляке» и на склоне. Новая подвеска получила название R.A.S. 3, и ход подвески тоже увеличился, хоть и незначительно – с 200 до 215 мм.
Задняя подвеска tMotion с запрограммированным винтовым изгибом и двумя газонаполненными амортизаторами осталась практически неизменной идеологически, но вот ее ход увеличился радикально – с 239 мм до 381 мм! Почти в полтора раза! Прыжки на твердый снег всегда были ахиллесовой пятой «горника». Теперь можно предположить, что снегоход будет переваривать встречи с твердым снегом и льдом более стойко.
Вместо сердца
До появления 850-ки Summit в среде горных снегоходчиков считался машиной самой мягкой и «плюшевой» из всей «породы». Ведь 800-кубовый двигатель (не говоря уж о 600-ке) имел очень мягкие и плавные настройки: линейная реакция на курок газа, никаких взрывных реакций, мягкая подвеска, послушное рулевое… Не сговариваясь, его считали лучшим инструментом для обучения новичков и оптимальным выбором девушек. С появлением 850-ки все радикально изменилось. Попрощайтесь с «плюшевым зайкой»! Теперь Summit – пожалуй, самый злой из всей плеяды «горников». Даже взбалмошный и истеричный Polaris PRO RMK 800 на фоне нового Саммита начинает напоминать выпускницу института благородных девиц! Несомненно, 850-кубовый E-TEC задал новую планку для снегоходной техники.
Мотор не просто «распилили» на полсотни кубиков. Помимо основной пары форсунок непосредственного впрыска топлива, здесь появилась дополнительная пара, которая включается и добавляет горючки в момент открытия газа – именно тогда, когда нужен взрыв мощности. С ними реакции на курок стали просто молниеносными и невероятно мощными!
Снегоход на 164 траке отрывает лыжи от снега практически на любой скорости! Надо ли говорить, что на базовой 154-дюймовой гусенице аппарат вообще постоянно занят тем, что пытается задрать морду в небо. Просто каждый раз, открывая газ, ты слегка приподнимаешься над землей, потому что снегоход неизбежно «козлит». Может, кому-то такой характер покажется излишне дерганым, но привыкнув к такому поведению (а привыкаешь к нему мгновенно), получаешь от этой подвластной мощи невероятный кайф!
Само собой, теперь даже в самом глубоком пухляке и в пропитанном водой тяжелом весеннем снеге Саммиту вполне хватает и первичного импульса, и тяги, чтобы стабильно ехать по любым склонам. Раньше, признаться, в особо засадных местах мощности 800-кубового мотора не хватало – такова была расплата за «плюшевость». Сейчас все иначе – и хотя фактически мощность мотора увеличилась не сильно, со 147 до 165 л.с., однако кривая мощности поднялась к верхней части графика целиком, и теперь мотор выдает заметно больше мощности на любых оборотах, а значит, его нужно меньше крутить, чтобы ехать «так же», как раньше.
Кстати, поработали не только над показателями мощности. Новая система смазки – революция в двухтактниках! В принципе, и прошлая система E-TEC с непосредственным впрыском топлива и электронной регулировкой подачи масла была весьма чистой и дымила не больше иных четырехтактников, но теперь ситуацию улучшили радикально!
Мотор получил новый усиленный коленвал с системой смазки коренных и нижних шатунных шеек давлением, как в четырехтактных моторах. Это позволило снизить количество масла, впрыскиваемого в топливо, на 40%! И раньше-то E-TEC масло буквально «нюхал», а теперь и вовсе, глядишь, забудет его вкус. На одном баке масла снегоход теперь проезжает почти полторы тысячи километров – иные четырехтактники «на угар» больше масла употребляют!
Но и это еще не все…
Новому мотору разработали и новый вариатор: агрегат получил название P.Drive. Его главное отличие от предшественника – улучшенная реакция на изменение оборотов мотора, то есть передача крутящего момента происходит более оперативно и точно, что немаловажно. Кроме того, вариатор получил шесть вариантов настройки по степени реакции – от «тошним по ровному, экономим топливо», до «резкий, как человек-ракета», чтобы газовать по склонам. Причем для изменения настройки достаточно штатного ключа-шестигранника и пяти минут времени прямо «в поле».
Когда пару лет назад у Ski-Doo Summit появилась версия T3 c высотой снегозацепа в три дюйма (7,6 см), все открыли рты. Таких «лопат» на тот момент не было ни у кого. Сейчас трехдюймовый зацеп есть у всех, а это значит, что пора ставить новые рекорды. У нового Summit появилась экстремальная гусеница с 3,5-дюймовыми зацепами. А вот трехдюймовая гусеница, которая, кстати, стала базовой, заметно сбросила в весе. Добились этого благодаря тому, что зацепы расположены более редко – то есть, их стало меньше, а значит и масса стала ниже. При этом, на практике, снегоход «поехал» даже лучше: мощный мотор не так активно выкапывает под собой яму, а более редко расставленные зацепы «держатся» за снег усерднее за счет возросшей нагрузки на каждый из них.
Практика
Одним новым снегоходом создатели Summit убили такое количество зайцев, что подсчету они не поддаются. Аппарат стал легче и управляемее, мощнее, но послушнее. Уже, но стабильнее на прямых, при этом фантастически легче на склоне. Гусеница тоже стала легче, но начала заметно лучше «грести». Экономичность, дальнобойность, легкость настроек – да буквально все стало на голову выше.
Пусть в этот раз нам не очень повезло со снегом, и в обычно очень многоснежном Шерегеше, где проходил тест, «пухляка» было не так много, но два тестовых дня мне совсем не хотелось слезать с нового Summit 850! Пусть моя физическая форма оставляет желать лучшего, но если раньше после дня катания организм требовал лечь и не шевелиться, то новая машина оставляла лишь легкую приятную усталость в мышцах, а в голове – восторг от того, насколько легко и просто контролировать сверхмощный аппарат на любом склоне и в любом снегу, от рыхлого свежевыпавшего паудера до слежавшегося наста и пропитанного водой тяжелого снега на южных склонах. Ski-Doo снова создали невероятную тачку, до которой всем конкурентам теперь придется расти. Но нам-то от этого исключительно лучше – ведь в конкурентной «драке» рождаются новые технические шедевры. И катание становится только круче!
Подготовка ответной части на снегоходе
Устанавливаем 3 больших ответных части в посадочные отверстия на снегоходе (одна спереди и по одной слева и справа)
Затем устанавливаем в соответствующие посадочные отверстия 4 малые обратные части клипс (по две с каждой стороны).
Далее устанавливаем клипсы (3 больших и 4 малых).
Видео
Особенности модели BRP Ski-Doo Skandic WT 550:
- регулируемая рулевая колонка, позволяющая подстраивать аппарат под конкретного водителя;
- спортивно-утилитарная задняя подвеска SC-5U, разработанная специально для моделей со спортивным акцентом. Подвеска оптимально подходит для передвижения по заснеженным трассам различного типа;
- телескопическая передняя подвеска LTS, предназначенная для передвижения по глубокому снегу. С ней можно не бояться путешествовать по пересеченной местности;
- широкая гусеница, добавляющая снегоходу проходимости;
- галогенная фара;
- цифровая приборная панель с датчиками (спидометр, тахометр, одометр);
- трансмиссия Synchromesh, уверенно справляющаяся с любыми нагрузками. Две передних и одна задняя передача обеспечивают ровный ход независимо от внешних факторов;
- тонкие и узкие лыжи Pilot DS2, отличающиеся прочностью и жесткостью, увеличивают проходимость и маневренность аппарата. Наличие пониженной передачи расширяет возможности по применению снегохода;
- высокое ветровое стекло, обеспечивающее дополнительную защиту от ветра.
Модель BRP Ski-Doo Skandic WT 550 можно сравнить с надежным внедорожником, готовым покорять любые вершины. Снегоход устойчив и безопасен и прекрасно подойдет для активного отдыха или охоты. Аппарат не боится ни напряженной работы, ни суровых условий эксплуатации и станет отличным напарником в любой ситуации.
Эргономика
На снегоходах Тайга стоят удобные двухуровневые сиденья с четкой горизонтальной линией, наклонная рулевая стойка и высокое ветровое стекло. Сзади предусмотрена опорная спинка для пассажира, ее высота варьируется в зависимости от модификации. Отдельное достоинство — расширенные подставки для ног. Ручки руля и курок газа оснащены электроподогревом. Галогенная фара дает приемлемую видимость в темное время. Габариты снегохода — 2950х1150х1460 мм — позволяют комфортно расположиться двум людям, при этом сзади остается достаточно места для груза. Багажная площадка ограничена металлическими дугами. Под длинным сиденьем есть дополнительный отсек для багажа.
На Скандиках стоят анатомические кресла со спортивной посадкой — голова водителя находится за ветровым стеклом и испытывает меньшее воздушное сопротивление. Эргономику снегоходов повышают следующие особенности:
- Четкая граница между креслами — гарантирует, что водитель и пассажир не будут съезжать по направлению друг к другу из-за тряски.
- Платформа с подножками — оснащена резиновыми накладками, препятствующими скольжению ног.
- Удобная спинка для пассажира.
- Зеркала заднего вида.
Алюминиевая рама позади сидений позволяет разместить достаточно груза. Место для багажа расположено достаточно высоко, что защищает поклажу от снега.