Даша и Москвич: опыт владения АЗЛК-2140
Даша и Москвич: опыт владения АЗЛК-2140
Девушки, владеющие олдтаймерами и самостоятельно их обслуживающие – явление редкое, но тем более яркое. Особенно если спутником жизни является не классический «Жигуль», а довольно редкий в наше время Москвич, которому скоро исполнится 40 лет.
Снаружи
Н аверное, такого лаконичного стиля, как в середине 1970-х, в автомобильной моде уже больше никогда не будет. Посмотрите на 2140 – это же «обычный автомобиль», строгий, но не скучный. Пожалуй, по простоте линий с ним может поспорить только ВАЗ-2105, но «классика» закончила конвейерную жизнь совсем недавно, и еще не успела приобрести благородного «ретро-налета».
Взяли 412-й Москвич и отсекли все лишнее: сдули весь хром с решетки, поменяли манерные дверные ручки на скромные, заподлицо. Но оставили главную деталь – рудимент стиля «акулий плавник». В общем, невероятно гармоничный образ. Не теряя времени, забираемся внутрь и отправляемся в путь!
В движении
Как словами описать типично «москвичевский» рокот мотора УЗАМ-412? Его не спутаешь решительно ни с чем, современные движки так звучать не умеют. Наверное, самым подходящим буквенным сочетанием будет что-то вроде «брь-рь-рь». За счет чего появился такой узнаваемый звук — бог весть. Кто сам ездил за рулем Москвича или Ижа, а может, бывал его пассажиром, тот поймет, о чем я. Под этот ностальгический саундтрек мы катимся по аллеям Крестовского острова, наслаждаясь летом.
В те далекие времена, когда не было никаких звезд Euro NCAP и строгих стандартов безопасности, а каждое ДТП на приличной скорости с высокой долей вероятности отправляло его участников на тот свет, все же было что-то хорошее. Например — отличная обзорность нашего Москвича, которую обеспечивают тонюсенькие стойки. Слепых зон, по сути, нет вообще. Особенно если не полагаться на правое зеркало и, как советовали инструкторы «старой школы», побольше крутить головой при перестроениях.
Стараясь не думать о плохом, продолжаем колесить по узким дорожкам. Упруго подпрыгивая на лежачих полицейских, не без гордости вспоминаю свою Волгу, в советские времена стоявшую на ступень выше Москвича, как сейчас какой-нибудь Mercedes E-Class W213 в сравнении с C-Class W205. Плавность хода у московского седана все же похуже, чем у горьковского. Но с современными автомобилями, потерявшими всякую стойкость к ямам, даже и сравнивать нечего.
На парковке пригодятся кое-какие навыки. И я сейчас даже не о руле без усилителя — вообще-то даже на самой малой скорости его повернуть не составит труда (а на месте его крутить не надо — неполезно для рулевого механизма). Особенность Москвича состоит в его коробке, где туговато включается задняя скорость. «Включай через вторую!» — советует Даша. Пробую — да, так действительно удобнее!
История покупки
Началось Дашино увлечение ретро-автомобилями, как это у многих бывает, с друзей на даче. Когда Даша была еще совсем подростком, местные друзья познакомили её с Москвичом. У девушки сразу проснулся нездоровый интерес к машинам и дням-ночам, проведенным в гараже. Первый раз Даша самостоятельно управляла автомобилем в 13 лет. Тогда она твердо решила, что когда получит водительские права, купит себе именно такую машину.
Она начала втягиваться с каждым днем еще сильнее. Её не пугали никакие сложности в том, чтобы разобраться в строении какого либо автомобильного узла, ни тем более грязные руки. Поселилась в гараже. Там она и начала учиться не только управлять автомобилем, но и получила первые начальные знания о мелком ремонте, что для Даши было очень важным в знакомстве с техникой.
Друзья не восприняли слишком серьезно её идею и считали, что когда Даша вырастет, дойдёт дело до покупки первого автомобиля, у неё непременно появится какая-нибудь иномарка, а про Москвичи она забудет и не вспомнит. Сейчас у Даши , конечно, есть старенькая иномарка, на которой она ездит только зимой. А так она продолжает передвигаться на своем 2140, о котором дальше у нас пойдет речь.
Этот Москвич появился у Даши в 2013-ом году, когда нужно было продать старенький семейный Opel Rekord, который начал активно потреблять масло. Изучив предложения на вторичном рынке, Даша договорилась об обмене Опеля «ключ в ключ» на белый Москвич, выглядящий совсем неплохо для своих лет.
Это была осень. Эксплуатировался новый друг ежедневно, плюс ездил по маршруту Москва — Санкт-Петербург и обратно – покупка машины совпала с переездом в северную столицу на учебу.
Ремонт
Постоянные поездки отразились на здоровье олдтаймера не лучшим образом – краска начала облезать, и к весне внешний вид стал совсем печальным. В канун дня своего рождения Даша в качестве подарка от своего молодого человека выбрала не туфли, не платье, не новенький iPhone, а покраску своего Москвича.
Поскольку красить решили самостоятельно в гараже, эпопея растянулась на все лето, благо к вопросу подошли со всей ответственностью, а работать получалось только по выходным. Сохранять родной белый цвет не стали – выбрали ярко-красный.
«Неужели машину покрасили прямо по ржавчине?» — спросите вы. Но самое интересное, что никакой ржавчины и не было. Да, Москвич-2140 1978 года выпуска оказался в руках Даши не то что без сквозных дыр, а вообще без каких-либо серьезных следов коррозии. Не вылезла она и после зимних поездок по московской соли. Как именно прежний владелец предохранил машину от гниения, остается загадкой, но факт остается фактом: при бережной эксплуатации даже продукция АЗЛК с годами не гниет.
На перекраске процедура возрождения Москвича не закончилась – начались поиски новых запчастей. Несмотря на свою изначальную массовость, 2140 уже перешел в категорию раритетов – найти агрегаты в достойном состоянии непросто.
Первым делом была приобретена коробка. Продавалась она в Псковской области, поехать туда не было никакой возможности, поэтому пришлось поверить на слово продавцу, утверждавшему, что коробка в идеальном состоянии. Когда КПП приехала в Петербург, все вздохнули с облегчением – она действительно была «свежая». Почти нулевой износ механической части и чистота в картере.
С двигателем всё сложилось проще. Даша выложила просьбу о помощи в своей группе «Вконтакте», и мотор нашел владелицу сам. Правда, находился он, к сожалению, в Москве – видимо, такова карма этой машины. Выручили друзья-«москвичисты», которые вызвались привезти двигатель в Питер. Как и коробка, он оказался практически в идеальном состоянии.
Самым сложным и трудоёмким оказались поиски редуктора заднего моста с главной парой со «скоростным» передаточным числом 3,9 – такой вариант встречается редко, ибо в основном 2140 шли с «моментным» редуктором 4,22. Нет-нет, из Владивостока его заказывать не пришлось – агрегат нашелся в Питере, причем его просто отдал друг. Как вы уже поняли, владельцам олдтаймеров полезно держаться вместе.
Перед тем как все собрать и начать радоваться жизни, предстояло решить еще одну проблему – перекрасить моторный отсек, который изначально был белым, а теперь несолидно контрастировал с красным кузовом. Вручную отдраить краску со сложнейшего рельефа без пескоструйного аппарата – это трудная задача даже для взрослого мужика. Но Даша справилась.
Получив полный набор основных агрегатов и идеальный кузов, напоминавший конфетку в прямом и переносном смысле, можно было приступать к сборке. И снова каждые выходные проходили в гараже – все свободное время тратилось на машину. Приезжали рано утром, уезжали ночью. Вместе с мотором и коробкой «за компанию» поменяли много навесного оборудования и не только: полностью перебрали тормоза, заменили подушки мотора, генератор. Были сложности, все время не хватало крепежа, что-то не подходило… Но упорство дало свои плоды.
Особенности карбюратора автомобиля Москвич 2140
Основным агрегатом в системе подачи топлива автомобиля является карбюратор ДААЗ 2140, который был построен на основе карбюратора модели ВАЗ 2105 и, по сути, является его модернизированной версией. Что значительно облегчает работу с узлом, при знании устройства его прообраза. Примечательно, что данная модель карбюратора оснащена системой ЭПХХ. Это значит, что при приеме «торможение двигателем», устройство автоматически перекрывает подачу топлива в цилиндры.
Частые причины поломки
Конструкция данной модели очень надежна, и чаще всего, проблемы с работой мотора возникают на почве кормежки некачественным топливом или длительной эксплуатацией без прохождения планового обслуживания. С километрами пробега, в каналах системы образуются грязевые налеты, всевозможные осадки, и как следствие в каком-то месте может образоваться засор, мешающий нормальному движению топливной смеси.При возникновении подобной проблемы и неимению опыта в данных делах, рекомендуется довериться специалистам и не вмешиваться в устройство карбюратора самостоятельно. Но бывает так, что по тем или иным причинам, возможность обратиться в сервис недоступна и приходится выполнять эту процедуру самостоятельно. И прежде чем приступать к мисси, настоятельно рекомендуется изучить схемы и техническую документацию автомобиля. Так же, для облегчения этой задачи, ниже приведены некоторые подробности процесса.
Процесс замены прокладки ГБЦ
- Отсоединяем все провода, тяги, тросики.
- Сливаем охлаждающую жидкость.
- Отсоединяем патрубки системы охлаждения.
- Снимаем клапанную крышку.
- Выставляем двигатель по меткам.
- Снимаем звезду распредвала.
- Откручиваем гайки крепления ГБЦ.
- Снимаем ГБЦ.
- Очищаем посадочные поверхности.
- Устанавливаем новую прокладку.
- Устанавливаем ГБЦ.
- Регулируем клапана.
- Подключаем все отключенное ранее.
- Заливаем охлаждающую жидкость.
- Заводим и прогреваем двигатель.
Начинаем процесс замены прокладки ГБЦ на автомобиле Москвич-412.
Первым делом ключом на 10мм откручиваем минусовую клемму АКБ.
Откручиваем три гайки верхней крышки корпуса воздушного фильтра.
Ключом на 8мм откручиваем четыре гайки крепления корпуса воздушного фильтра к карбюратору.
Снимаем корпус фильтра отсоединив две шлангочки.
Теперь отсоединяем от карбюратора шланг вакуумного корректора, трос подсоса и тягу акселератора. Отсоединяем от впускного коллектора шланг вакуумного насоса и провод массы двигателя.
С другой стороны карбюратора отсоединяем шланг подачи топлива и две шланги подачи газа с редуктора.
На тройнике водяного охлаждения отсоединяем провод с датчика температуры двигателя.
Откручиваем пробку радиатора чтобы развакуумировать систему охлаждения.
Откручиваем нижний патрубок радиатора.
И сливаем с радиатора охлаждающую жидкость подставив снизу емкость.
Теперь можем отсоединять патрубки системы охлаждения от ГБЦ.
Отсоединяем патрубок охлаждения впускного коллектора.
Газовый редуктор находится под капотом справа и шланги идут поверх двигателя в левую часть подкапотного пространства. Поэтому отсоединяем шланги от редуктора и отводим их в сторону, чтобы не мешали нам.
Снимаем со свечей высоковольтные провода. Поддержки проводов прикручиваются гайками к клапанной крышке. Поэтому сразу же откручиваем и все остальные гайки крепления клапанной крышки. Используем ключ на 10мм.
Ключом на 13мм откручиваем гайки крепления выпускного коллектора.
Также нам необходимо слить охлаждающую жидкость с блока двигателя, чтобы при снятии ГБЦ она не попала в масло. Для этого на блоке установлен кран. У нас вместо крана одета шланга с заглушкой. Снимаем шланг и сливаем охлаждающую жидкость в подставленную снизу емкость.
Прокручиваем двигатель за вентилятор охлаждения по часовой стрелке до совпадения меток.
На шкиве коленвала есть небольшая насечка, которая должна совпасть со штырьком на блоке двигателя.
На распредвале метка совпадает с выступом на головке двигателя.
Нам теперь необходимо корректором нарисовать свою метку на звезде распредвала и цепи. Чтобы при снятии звезды вернуть ее на свое место.
Ключом на 10мм откручиваем семь болтов крепления передней крышки ГБЦ.
Теперь отверткой нужно отогнуть уголки фиксирующих пластин и открутить четыре болта крепления звезды распредвала. Используем ключ на 10мм.
Ключом на 19мм откручиваем 10 гаек крепления ГБЦ.
Также перед снятием ГБЦ нам понадобилось открутить сирену сигнализации. Она прикручена двумя болтами к замку капота.
И еще мы сняли и отвели в сторону бачок омывателя и рядом был прикручен топливный насос.
Теперь чтобы снять головку двигателя нам необходимо подставить домкрат под коробку передач и приподнять вверх двигатель с коробкой. Двигатель немного выровняется и мы с легкостью сможем снять ГБЦ.
Снимаем головку блока цилиндров.
На фото видим состояние головки. Алюминий разъело некачественным антифризом. Если присмотреться то видно довольно глубокие прогнившие дыры.
При осмотре головы было обнаружено, что прокладку пробило в четвертый цилиндр. Цилиндр был весь мокрый, а место пропуска темное, указано на фото.
Вот состояние прокладки от некачественной охлаждающей жидкости. Прокладки хватило на пробег в 3 000км.
Очищаем ГБЦ. Осматриваем на предмет кривизны головки. Осматриваем прогнивания вокруг цилиндров. По кругу цилиндров прогнивших мест не было, поэтому было принято решение ГБЦ устанавливать так, без сварки и шлифовки.
Очищаем и обезжириваем блок двигателя.
Устанавливаем новую прокладку ГБЦ. Так как крышка цепи прикручивается всего двумя болтами к блоку мы рекомендуем промазать герметиком прокладку ГБЦ снизу в указанном на фото месте.
Затягиваем гайки крепления ГБЦ. Порядок затяжки и моменты затяжки гаек будут указаны на следующем рисунке.
Затягиваем гайки в такой последовательности как указано на рисунке. В книге указано что необходимо окончательную затяжку гаек крепления ГБЦ производить с усилием 90-100 Н•м. Мы же рекомендуем обтягивать ГБЦ в три захода: 1. Тянем гайки ГБЦ с усилием 50 Н•м. Ждем минут 20-30. 2.Тянем гайки ГБЦ с усилием 75 Н•м. Ждем минут 40-60. 3.Тянем гайки ГБЦ с усилием 100 Н•м.
Устанавливаем на место звезду распредвала с одетой на нее цепью.
Далее, пока передняя крышка ГБЦ снята, нам необходимо зарядить натяжитель цепи. Для этого шестиграником на 12мм откручиваем пробку натяжной пружины.
Ключом на 12мм приоткручиваем фиксирующий болт натяжителя.
Снизу вдавливаем натяжитель и зажимаем фиксирующий болт. Обращаем внимание, что болт должен упираться в специальную пластину, указанную стрелкой. Если сильно выкрутить болт, то пластина сместиться и зафиксировать натяжитель не получиться. После фиксации натяжителя в заряженном состоянии закручиваем снятую пробку пружины.
Очищаем, обезжириваем и промазываем герметиком переднюю крышку ГБЦ.
Устанавливаем её на место. Затягиваем все болты крепления.
Далее немного приоткручиваем фиксирующий болт натяжителя цепи. Натяжитель за счет пружины выскочит и натянет цепь. Нужно немного прокрутить двигатель(за вентилятор) по часовой стрелке для смещения ослабления цепи к натяжителю. И зажать фиксирующий болт натяжителя цепи.
Устанавливаем и прикручиваем выпускной коллектор.
Проверяем зазоры клапанов и при необходимости их подрегулирываем.
Перед установкой прокладки клапанной крышки необходимо промазать герметиком стык гбц и передней крышки.
Устанавливаем клапанную крышку. Собираем все открученное ранее в обратном порядке.
Заливаем охлаждающую жидкость. Запускаем двигатель. Прогреваем его и проверяем его.