Переключение коробки передач. Как переключать скорость в МКПП
Переключение коробки передач. Как переключать скорость в МКПП.
полезные советы
Для автогонщиков правильное переключение коробки передач зачастую становится залогом победы. Из этой статьи вы узнаете, как правильно переключать скорость в МКПП при экстремальном вождении. А так — же, как можно доехать при неисправном сцеплении.
Речь пойдёт о синхронизированных — механических коробках передач.
Именно такая будет стоять в твоей Приоре, Subaru и т. д. Существуют ещё кулачковые, но живых машин в России, на «кулачке» хорошо если штук 300 наберётся.
Поэтому про них как — нибудь в другой раз.
Коробка МКПП – правила пользования механической КПП
Прежде всего, необходимо помнить основные правила переключения передач на механике. Делать это лучше не тогда, когда хочется, а в зависимости от скорости автомобиля и оборотов двигателя. Здесь следует рассмотреть несколько основных моментов, которые будут актуальны скорее для новичков, но вполне пригодятся и опытным водителям:
- Перед запуском двигателя убедитесь, что авто стоит на нейтральной передаче. Иначе произойдет рывок и запросто можно попасть в ДТП.
- Педаль сцепления при включении любой передачи необходимо выжимать полностью, а отпускать ее плавно, особенно при начале движения на первой передаче.
- Переключать передачи лучше с интервалом 20-25 км/ч. То есть на первой разгоняемся до 20-25, на второй до 40-50 км/час и так далее. Или при достижении 2500-3000 оборотов в минуту. Но здесь следует учитывать мощность двигателя – чем она больше, тем больше будут значения.
- Переключать передачу «вниз» следует при снижении оборотов до 1200-1500 и существенном уменьшении тяги.
- Доведите переключение передач на механике до автоматизма, чтобы не тратить внимание на это действие.
- Изучите расположение и способ включение задней передачи на МКПП. В зависимости от модели данная процедура может существенно отличаться.
Важно следить за тем, чтобы передачи переключались плавно, без рывков. Также при переключении не должно возникать посторонних звуков, например, хруста или треска. Если же такие признаки присутствуют, то необходимо провести ремонт или техническое обслуживание МКПП.
Кулиса или механизм выбора передачи — враг комфорта номер один
Во многих автомобилях установлены специальные механизмы смещения упора при переключении передачи. Это так называемые кулисы, которые также многие именуют «вертолетами» на некоторых моделях авто. Задача такой кулисы — перевернуть амплитуду движения рычага и выбрать в КПП нужную передачу в соответствии с требованиями и характеристиками авто. Механизм этой самой кулисы крайне часто требует особого внимания. Можно выполнить осмотр следующим образом:
- определите место установки кулисы — в каждом авто этот механизм может располагаться в разных местах, но чаще всего ищите его под капотом в месте выхода из панели кузова штока от рычага КПП;
- попросите помощника переключать передачи и посмотрите на работу механизма выбора, обратите внимание на любые отклонения от ровного положения или на проблемы при движении;
- ощупайте механизм и определите люфты, дребезжание деталей, отпавшие шарнирные соединения, а также плохое крепление гаек и крепежных деталей, в особенности хомутов на штоках;
- посмотрите внимательно на ход переключения — важно, чтобы ход кулисы останавливался одновременно с остановкой хода рычага — в этом случае механизм практически гарантированно исправен;
- если рычаг еще продолжает двигаться, а кулиса уже остановилась, следует искать неисправности именно во внешний узлах — проще всего заменить в сборе рычаг КПП со всеми периферийными деталями.
Стоит также зайти на форум и почитать, насколько часто владельцы обычно сталкиваются с проблемами в механизме кулисы. Нередко на форумах также дадут совет, как протестировать узел именно в вашем автомобиле. На отечественных авто устанавливались несколько типов кулис и механизмов переключения передач, и все они были не самые удачные. Многие владельцы Lada Vesta также замечают проблемы с данным узлом еще на гарантийном пробеге. Так что до совершенства Ладам еще очень далеко.
Процесс переключения
При прямолинейном движении и во время поворота водителю требуется менять текущую скорость, выставленную на механике.
Делается это по определенному алгоритму, который можно представить в следующем виде:
- Плотным движением левой ногой выжимается в пол педаль сцепления;
- одновременно с этим необходимо отпустить ногу с педали газа;
- плавно, но быстро выбирайте на коробке нужную передачу;
- при прохождении рычага сначала возвращаетесь в нейтраль, а затем уже в необходимую скорость;
- далее сцепление отпускается;
- параллельно начинается работа педалью газа, чтобы не терять скорость и обороты;
- после полного отпускания сцепления прибавляется хороший газ.
Каких-то строгих и жестких ограничений в плане последовательности перехода на скорости нет. Никто не заставляет переключаться в строго заданном порядке, от 1 и до последней передачи.
Но если вы будете пропускать скорости, тогда на разгон придется тратить больше времени и обороты начнут падать.
Расположение устройства и характеристики
Рычаг КПП ВАЗ 2107 располагается непосредственно в салоне автомобиля. Применяется он для того, чтобы иметь возможность переключения передач во время передвижения. Выходит из строя рычаг коробки передач исключительно в редких случаях, а причиной этого является халатное отношение к изделию. Если изделие выходит из строя, то требуется осуществить его замену. Но прежде чем проводить замену, необходимо снять рассматриваемое изделие. Как снять его, а также провести замену на «семерке», выясним детальнее.
На «семерке» ручка переключения скоростей имеет частую болезнь – это дребезжание и болтание. Если устранить такую неисправность подручными средствами, то замена устройства не потребуется. Прежде чем приступать к замене устройства, потребуется выяснить точные причины неисправности. Ведь порой «барахлить» может не только рассматриваемая деталь, но и КПП или сцепление.
Если вы убедились в том, что неисправен именно рычаг КПП, то только тогда необходимо приступать к его замене.
Особенности замены
Прежде чем приступать к замене, требуется запастись такими инструментами, как гаечные ключи и отвертка. Начинаем со следующих действий:
- Установить рычаг в нейтральное положение.
- После этого требуется сдвинуть верхний чехол вверх. Снимать чехол полностью нет необходимости.
- Следующий шаг – это необходимо сдвинуть в верхнюю часть чехол, который располагается снизу. Этот чехол еще называют термозащитным клапаном. На фото ниже он показан красной стрелкой.
- Теперь необходимо нажать на устройство, утопив его в нижнюю часть. После этого требуется вставить отвертку в нижнюю часть изделия, где находится пластиковая втулка. Втулка находится в самой нижней части устройства, как показано на фото ниже.
- Необходимо отвести запорную втулку в нижнюю часть, после чего снять изделие с коробки.
- Если устройство издает сильные вибрации, то его требуется заменить на новое. При этом можно поменять деталь на изделие меньшей длины, как на иномарках. Коротким прибором намного комфортнее управлять, нежели это делать стандартным изделием.
Многие автомобилисты заменяют штатные рычаги переключения передач на более современные, что позволяет уникализировать салон «семерки».
После того, как штатное изделие будет демонтировано, устанавливаем на его место новую рукоятку. Рассмотрим, что представляет собой установка.
Установка устройства на ВАЗ 2107
После того, как штатный механизм был извлечен, потребуется демонтировать резиновую втулку из него, если она осталась внутри. Чтобы снять втулку, нужно воспользоваться отверткой или крючком. Поддев втулку, вынимаем ее из устройства, как показано на фото выше.
Если планируется установить штатное изделие на место, то желательно заменить втулку, купив заранее ремкомплект. При выборе ремкомплекта предпочтение следует отдавать изделиям производства «ВАЗ». Процесс установки аналогичен снятию устройства. Изначально устанавливается резиновая втулка, утапливая ее внутрь устройства. Вслед за втулкой необходимо установить резиночку в виде шайбы, которая смягчает управление механизмом. Далее, требуется внутрь механизма установить пластиковый фиксатор, за счет которого устройство фиксируется на “кулисе” КПП. Завершается сборка путем установки запорной втулки, которую нужно было сдвинуть вниз на начальном этапе, чтобы демонтировать рычаг КПП.
После того, как изделие готово к установке, потребуется вставить его в кулису. Для этого изначально следует смазать кулису, а затем хорошо ударить рукой по ручке механизма, пока не почувствуется, что рычаг сел на место. Так осуществляется установка, как нового, так и старого механизма, который был демонтирован для проведения замены составных деталей.
Самостоятельный тюнинг рукоятки
Некоторых водителей не устраювает качество ремкомплектов для установки, и они придумали своеобразный тюнинг самой рукоятки КПП: для уменьшения дребезжания и вибрации идущих к рукоятке переключения они вместо стандартных пластиковых втулок и резинок вставляют кусок шланга, подходящего по наружнему и внутреннему диаметрам. Эта модернизация также позволяет упростить будущий монтаж рукоятки.
Дополнительно можно сделать удобнее процесс переключения передач уменьшив немного длину стандартной рукоятки. Для этого надо снять рычаг, отрезать ножовкой по металлу до 5-6 см длины и нарезать на конце резьбу, такую же как была на обрезанном кусочке(по желанию резьбу можно и не нарезать). Эти модернизации носят рекомендательный характер и имеют свои плюсы и минусы. Производить их или нет каждый водитель решает сам.
При выборе изделий для иномарок, следует убедиться, что его можно надежно установить на ВАЗ-2107. В противном случае, неправильно закрепленный механизм приведет к развитию аварийной ситуации во время движения.
Важные правила управления МКПП
Машины с механической коробкой более выносливы и надежны, чем автомобили на автомате. Но управление МКПП также требует к себе особого внимания. Необходимо знать несколько простых правил, чтобы автомобиль на механике прослужил дольше:
- нельзя оставлять ногу на нажатой педали сцепления. Нередко водители при переключении с одной передачи на другую оставляют ногу на педали сцепления, но так делать не рекомендуется. Снимайте ногу с педали сразу после переключения передачи, иначе вы рискуете повредить выжимной подшипник и диск сцепления;
- запрещено включать 3,4 и 5 передачи на низких оборотах двигателя. При неравномерном включении передач на механическую коробку создается большая нагрузка, которая со временем неизбежно приведет к износу всех деталей сцепления. С самого начала привыкайте переключать передачи на нужных оборотах двигателя, чтобы потом не пришлось переучиваться;
- не нажимайте на педаль сцепления при остановке на уклоне, иначе быстро произойдет износ диска. Для удерживания автомобиля от ската при подъеме следует нажимать педаль тормоза. А когда необходимо тронуться, уже нажимать сцепление, затем плавно на газ, отпуская сцепление;
- на светофоре стоит переключаться на нейтральную передачу, а не нажимать на сцепление с включенной скоростью. Если оставлять скоростную передачу при остановке, то система сцепления находится под большой нагрузкой, что приведет к ее быстрому износу;
- не стоит оставлять руку на рычаге переключения передач, поскольку такая привычка создает давление на коробку. Ненужное давление со временем может привести к износу механизма переключения передач и других деталей коробки;
- на скользкой дороге не выключайте сцепление и не осуществляйте движение на нейтральной передаче;
- в зимнее время нельзя оставлять автомобиль с включенной передачей;
- регулярно проходите технический осмотр, не забывайте чистить коробку передач и поддерживать нужный уровень масла.
Эти простые правила позволят сохранить работоспособность автомобиля с механической коробкой и прослужить ему как можно дольше.
Техническое обслуживание МКПП
ТО для МКПП заключается, как правило, в проверке уровня масла в ней. Необходимо следить, нет ли подтёков на картере, стыках и заливных и сливных пробках.
Автомобили, оборудованные бортовым компьютером, могут сигнализировать владельцу о проблемах с узлом МКПП. Каждых сигнал компьютера расшифровывается, после чего принимаются соответствующие меры. Расшифровка может быть в мануале к вашему авто или в специальной программе на ноутбуке, который можно подключить к бортовой системе автомобиля. В большинстве иномарок масло в коробке не меняется, если нет никаких неполадок. Необходимо только изредка проверять его уровень (если нет следов утечек).
МКПП – система достаточно простая и ремонтопригодная. Если вам нужен простой и надёжный автомобиль, то выбирайте машину, оборудованную МКПП.