Как проверить и отрегулировать углы установки передних колес (передняя подвеска)
После проведения первого технического обслуживания (через 1500–2000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть:
- развал — 0°30’±20’ (0° 5’±20’)*;
- продольный угол наклона оси поворота — 4°±30’ (3°30’±30’)*;
- схождение — 2—4 мм (3—5 мм)*.
Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30’.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
- давление воздуха в шинах;
- осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес;
- исправность амортизаторов (отсутствие заклинивания штока);
- радиальное и осевое биение шин;
- зазор в верхних шаровых шарнирах подвески;
- свободный ход рулевого колеса.
Обнаруженные неисправности устраните и произведите необходимые регулировки.
Что означает «развал колёс»
Под развалом колёс подразумевается угол, показывающий, насколько опора отклонена в перпендикулярной плоскости относительно дорожного полотна. Другими словами, наружу или внутрь наклонены «развалены» колеса авто и на какой угол. При нулевом угле развала колеса оно стоит точно перпендикулярно горизонтальной плоскости.
При положительном наклонены наружу и расстояние между верхними точками колёс на одной оси превышает расстояние между нижними точками.
При отрицательном развале они наклонены внутрь. В случаях нарушения заданного (заводского) значения развала происходит быстрый износ протектора, плюс появляются проблемы с управлением авто.
Большая часть переднеприводных машин имеет небольшой положительный развал. Это позволяет уменьшить нагрузку на ведущие колеса и сократить передачу вибраций на рулевую колонку.
Необходимо учитывать, что номинальный параметр угла развала колёс зависит от типа подвески и её конструктивных особенностей. Например, у машин с подвеской МакФерсон, конструктивно выставлен нулевой или небольшой отрицательный развал.
Схождение колес автомобиля
Под схождением колёс понимается разница расстояний между передними и задними точками колёс на одной оси, находящихся в горизонтальной плоскости. То есть это значение показывает величину угла между плоскостью вращения колеса и линией направления движения. Например, колёса «смотрят» внутрь, это положительное схождение или они «хотят» встретиться в перспективе и наоборот -отрицательное, когда «хотят» разъехаться и смотрят наружу автомобиля.
На большинстве машин конструктивно заложено положительное схождение ведущих колёс. Ненастроенное схождение колёс является причиной быстрого износа шин. При излишнем положительном схождении изнашивается наружная часть резины, при отрицательном -внутренняя часть протектора. Признаки того, что необходима проверка значений развала-схождения:
- Неравномерный износ резины (основной показатель неисправности);
- Увод машины в сторону от прямолинейного движения;
- Занос авто в одну из сторон при резком торможении;
- Невозврат руля после выполнения манёвра;
- Вялая реакция руля.
Нештатная проверка углов установки колёс в большинстве случаев вызвана наездом на препятствие, попадания одного из них в яму (открытый люк канализации), регулярная эксплуатация авто на дорогах без покрытия. Регулировку также необходимо выполнять после проведения ремонта ходовой части и рулевого управления. Общая рекомендация по проверке значений сход-развал, это после сезонной смены резины или при пробеге каждых 10-15 тыс. километров.
Регулировка развала-схождения
Угол развала колёс изменяют путём подачи поворотного кулака в ту или иную сторону. Изменение величины схождения колёс выполняется вращением соединительных муфт рулевых тяг.
Регулировку выполняют в основном на переднем мосту транспортных средств. Однако некоторые марки, такие как Nissan, BMW, Honda, Hyundai оснащены задней многорычажной подвеской, требующей выполнения регулировки колёс и заднего моста.