Как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде
Как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде
Чтобы самостоятельно настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нужно всего лишь четко соблюдать пошаговую инструкцию от специалистов по этому процессу. Итак, выполните все этапы:
- Правой манеткой переместить цепь на малую звезду.
- Открутить фиксирующий винт и отпустить трос.
- Найти винт, на котором есть пометка «Н». Отверткой нужно так отрегулировать этот винт, чтобы самая малая звезда лежала в одной плоскости с роликами, которые расположены в лапке (рамке).
- Натянуть трос рукой и зафиксировать его винтом.
- Проверить работу переключателя, и если он работает некорректно, цепь плохо переключается на большие звезды, то нужно натянуть трос сильнее (либо с помощью барабана, либо переключателем).
- Переместить цепь на самую большую звезду, имеющуюся в кассете.
- Найти винт с пометкой «L» и отрегулировать его так, чтобы лапка (рамка) и звезда находились в одной плоскости – в таком случае у перекидки не будет возможности попасть в спицы переднего колеса.
ТО заднего переключателя Deore XT-772
Начну с того, что задний переключатель Shimano Deore XT RD-M772 — один из самых толковых задних переключателей своего времени. Стоит сказать, что его время еще не закончилось и до сих пор RD-M772 можно найти в некоторых магазинах.
Конструктив — гордый алюминий и сталь. Конечно, заклепки не дают его разобрать до молекул, но, я доберусь до каждого уголка этого красивого механизма и покажу вам на что следует обратить внимание если вы самостоятельно захотите его обслужить.
Итак перво-наперво разбираем все до «косточек» и моем каждую деталь до состояния, когда белая салфетка при вытирании останется белой. Да, я заморачиваюсь, но мне нравится собирать механизм чистыми руками.
Нижний ролик натяжения. Вы видите подшипник? А он есть!
Этот подшипник насосал в себя мелкой пыли, которая смешиваясь со смазкой превращается в абразив. Самое страшное — когда нижний ролик, а вернее его подшипник даст клина на полной скорости. Сказочный запоминающийся полет вы сможете рассказать своим детям и внукам со ртом полным искусственных зубов. Оно вам надо?
Уплотнения подшипника. Справа — было, слева — стало.
Верхний ролик переключения. В нем вместо подшипника производитель установил втулку скольжения.
Приятный момент, когда все части механизма переключателя вычищены, вымыты и разложены.
Фото на память 🙂
Внутреннюю пружину смазываем не столько для работы, сколько для защиты от возможной коррозии.
Хотя она и защищена лучше всех деталей переключателя.
Смазка наносится на все движущиеся части.
Фиксируем внутренним винтом основную лапку переключателя.
Верхний ролик, который отвечает за переключение, я смазываю совсем чуть керамической смазкой Finish Line Ceramic Grease.
Не забываем правильно установить резиновые уплотнения.
Подшипник нижнего ролика смазываем на 50%, то есть с одной стороны. Этого достаточно. Мало того — большая часть подшипников с заводов идет именно с таким кол-вом смазки. Вращаясь подшипник разгонит смазку по всей внутренней обойме.
Просто красивый кадр и удовольствие от работы 🙂
Обращаем внимание на вращение нижнего ролика. Верхний ролик в этом переключателе можно устанавливать любой стороной.
Не забываем о том, что винты роликов зажимаются с усилием 2,5-5,0 Нм. Рекомендация производителя.
Переключатель готов.
Наносим смазку на основную пружину с той же целью — не допустить появления коррозии и разрушения пружины.
Убеждаемся в том, что все работает.
Наносим антиприкипающую смазку на стальной винт, который отвечает за крепление переключателя к кронштейну велосипеда (петуху). Я всегда использую медную смазку Finish Line Anti-Seize. Мне с ней нравится работать.
Переключатель обслужен и готов к приключениям!
Если у вас возникли проблемы при разборке компонентов велосипеда — пишите, буду рад помочь.
С уважением Андрей Смыковский — механик мастерской «Дикий Байк»
Похожие новости
Обслуживание заднего переключателя
Четкое и быстрое переключение передач на задних звездах кассеты — работа многих компонентов:
Ремонт каретки Neco BB401
Полное техническое обслуживание каретки Neco модели BB401 стандарта Hollowtech II
Устройство манетки
Этот механизм имеет несколько деталей, в том числе и весьма мелких:
- ручки или курки, которые приводят в движение весь механизм. Она расположена снаружи корпуса, как правило, пластмассового, но бывает и, например, алюминиевого;
- внутри корпуса находится подвижный блок с намотанным на него тросиком;
- также там расположена специальная пружина-фиксатор и рычаг перемещающий блок.
С помощью ручки или курков манетки осуществляется движение блока и ослабления или натяжения тросика. Понятно, что все эти детали требуют периодической смазки. Описанный механизм классический для манетки. Однако, есть еще и несколько видов этого устройства, которые используются на разных велосипедах:
- Моноблок. Это одновременно корпус механизма манетки и рукояти тормоза, отсюда и название. Этот вариант используется в самых бюджетных вариациях систем. Но есть и иной тип моноблока. В котором чтобы переключить скорость надо сместить рычаг тормоза вправо или влево, а чтобы притормозить просто нажать на рычаг и перевести его в нижнее положение до упора. Такой тип манетки очень удобен для шоссейных многоскоростных велосипедов. И не требует частого ремонта; Триггеры — наиболее распространенный тип переключателей скоростей. В данном варианте есть два рычага, переключающиеся движением указательного и большого пальцев. Соответственно, этими рычажками, при условии хорошей смазки, тросик ослабляется или натягивается. Еще одна особенность: повышение скорости переключается только при полном нажатии рычажка, чтобы переключиться на следующую, его нужно отжать и нажать снова, тогда произойдет переход на следующую скорость. Сброс одним нажатием может доходить до 3х-4х скоростей сразу; Грипшифтовые. В данном варианте манетки всего одна поворотная ручка, органически встроенная в сам корпус механизма, на подобии мотоциклетной ручки газа. Достаточно повернуть ее в ту или иную сторону до щелчка и происходит переключение скорости. Понятно, что такую конструкцию надо постоянно смазывать, от этого будет зависеть ее эффективность.
У всех перечисленных видов манеток есть свои плюсы и минусы, но и устанавливаются они на велосипеды, к которым по функционалу они больше всего подходят.
Как обслуживать и устанавливать подшипники
При правильном обслуживании контактные педали из месяца в месяц будут исправно служить и в жару, и в холод.
- Время: 45 минут;
- Уровень сложности: умеренный;
- Стоимость: меньше 1000 рублей.
- Гаечные ключи на 7 и 10.
- Шестигранные ключи.
- Тефлоновая смазка.
- Растворитель смазки.
- Кусок ткани.
- Среднетяжелое масло.
- Инструмент Shimano TL-PD40 (если втулки на педалях пластмассовые).
Как отремонтировать задний переключатель велосипеда
Используем фиксатор резьбы ABRO THREADLOCK для сборки
Рамка на переключателе Shimano 105 сделана из алюминия, поэтому затягивать болты крепления сильно нельзя. Был взят любимый фиксатор резьбы, нанесен на болтики. После этого болтики были плотно вкручены в отверстия. Очень внимательно следите за усилием, повторюсь. Просто если сорвете резьбу в алюминиевой рамке – то отремонтировать задний переключатель велосипеда уже не получится, и резьбу будет очень сложно восстановить. Можно, конечно, будет вкрутить туда обычный болт с гайкой, но это как-то некошерно ?
В результате всех работ получаем собранный задний переклюк, полностью готовый к работе ? Ставим переключатель обратно на велосипед, и регулируем его. Как легко отрегулировать задний переключатель велосипеда можно почитать здесь.
Поделитесь в комментариях, что у вас ломалось в заднем переключателе – ролики или сама рамка?
Алекс “На Байке” Сидоров
Блюдо дня: Качели под водопадом ? Интересно – вода включается в зависимости от положения качелей, или приходится “попадать” в промежутки?
Правильная регулировка в зависимости от типа
Настройка необходима в тех случаях, когда переключение скоростей на велосипеде начинает вызывать проблемы. Как правило, подобные действия проводятся в таких случаях:
- приобретен байк, который некачественно отрегулировали в спортивном отделе;
- нарушение правил транспортировки велосипеда;
- пробег транспорта достаточно большой.
В работе понадобятся следующие инструменты:
- отвертка;
- плоскогубцы;
- тросики;
- ключи-шестигранники.
Настройка переднего переключателя скоростей существенно отличается от регулировки заднего.
Задний
Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда осуществляется по следующей схеме:
- Механизм настраивается на самую меньшую из звезд.
- Трос послабляется. С этой целью винт зажима откручивается.
- Цепь расположенного спереди переключателя устанавливается на среднюю звезду.
- Проверяется функциональность цепи. Чтобы выполнить данную задачу, просто прокручиваются педали. Если цепь падает, нужно отрегулировать винт ограничителя высоких передач. Вследствие таких действий самая маленькая из звезд спереди и задний переключатель становятся на одну сторону.
- Трос сильно натягивается, а болт, фиксирующий затяжку, зажимается.
- Производится проверка переключателя. Каждая скорость, от меньшей до самой большой, прощелкивается. Если на каком-либо участке происходит сбой, натяжка троса вновь регулируется.
Настройка заднего переключателя скоростей должна производиться максимально осторожно. Все действия с тросом выполняются плавно. Нужно набраться терпения и избегать резких движений.
Передний
Регулировка переднего переключателя скоростей выполняется следующим образом:
- Установить переключатель таким образом, чтобы сзади была наибольшая звезда, а спереди — самая маленькая.
- Открутить трос.
- Винтом, ограничивающим нижние передачи, отрегулировать положение рамки. Она должна быть расположена максимум на 3 мм дальше от цепи.
- Немного натянуть трос.
- Переключить скорость на среднюю из звезд.
- Проверить, задевает цепь внешнюю раму или нет. Если механизм после выполнения всех действий функционирует неправильно, затянуть трос еще сильнее.
- Установить передний переключатель на самую меньшую из звезд.
В конце важно проверить, легко ли производится переключение скоростей. Если механизм не срабатывает, нужно произвести регулировку винта, ограничивающего высокие передачи.
Автор: Калинеев Андрей.
Сжато: в этой статье команда Velopro.su расскажет вам о том, как улучшить точность переключения практически любого переключателя Shimano до уровня XTR (Dura Ace).
Прежде чем приступить к разговору о тюнинге задних переключателей, давайте выясним, от чего зависит точность переключения.
От чего зависит точность переключения скоростей на велосипеде.
На современную втулку без проблем садится 8-, 9-, 10-скоростная кассета. У них одинаковый стандарт посадки. При дальнейшем развитии кассет на увеличение числа звезд также, вероятнее всего, будет применяться данный стандарт. Расстояние между самой большой и самой маленькой звездами в любой (8, 9, 10) кассете равно 35 мм.
В 8-скоростной кассете 7 шагов между звездочками от одной к другой, следовательно на один шаг приходится 5 мм. Именно на столько под кассетой смещается задний переключатель (см. рис.). Для 9ки шаг — 4,375, а для 10ки уже 3,89.
- Что же снижает точность переключения?
- поперечная гибкость цепи (параметр ухудшается с износом цепи);
- люфты переключателя;
- люфты подающего ролика переключателя;
- в исключительных случаях возможны дополнительные варианты, например, плохо зафиксированый петух, но это редкость.
Также чем меньше шаг на одно переключение, тем больше будут сказываться эти негативные явления. Если на новом приводе все работает хорошо, то при износе поперечная жесткость цепи уменьшается, а люфты системы переключения увеличиваются, и точность переключения может значительно уменьшиться. При переключении с большими люфтами привод может вообще никак не отреагировать и продолжить работу на исходной звезде. Погрешность 1 мм на шаг 5 мм — это ошибка 20%, а на шаг 3,89 мм уже 25,7%. Иногда влияние этих факторов таково, что вообще невозможно качественно настроить задний переключатель.
С люфтами переключателя ничего не поделать: со временем крепления разбалтываются и точность снижается (например, у Acera это происходит значительно быстрее, чем у Deore). Поперечную жесткость цепи тоже можно вернуть лишь с заменой цепи.
Остался подающий ролик переключателя. Бинго!
Тюнинг заднего переключателя велосипеда.
На фотографии видно, что длина внутренней втулки больше, чем металлическая деталь ролика, в которую она вставляется. Из-за этого ролик получает дополнительный люфт, который вредит точности переключения. У XTR, Dura Ace такого люфта у роликов нет. В более низких группах переключателей почти всегда есть. Для решения этой проблемы достаточно взять эту втулку, зажать в токарном станке и сточить лишнее. Подойдет и простая дрель. В таком случае втулка зажимается в патрон дрели. Дрель обеспечивает вращение, а стачивать можно, например, на точиле. Главное — не снять больше, чем нужно (тогда потребуется новая втулка). Я предпочитаю оставлять длину втулки больше на 0,05 мм, чем длину металлической части ролика. Для проверки используется микрометр. Если у вас его нет, можно собирать время от времени ролик назад, завинчивать фиксирующий болт в переключатель (!) и проверять люфт. Болт создает значительное сжимающее усилие, поэтому обязательно проверять вместе с ним. Одной
втулки вам хватит на долгие годы, ведь ее можно использовать с новыми роликами (продаются отдельно). Этот тюнинг можно проделать с любыми роликами, которые имеют подобную конструкцию. Мы уже много лет тестировали эту технологию в нашей веломастерской, каких-либо проблем не выявлено, только значительное улучшение качества переключения. На фотографии справа ролик после тюнинга. Это ролик с велосипеда, на котором такой тюнинг был проведен год назад.
Бонус от Velopro.su: немного о роликах.
Шимано выпускает целый ряд роликов, лучшими из которых по соотношению цена-качество являются ролики Deore, Deore SLX. При стоимости около 10$ за пару, они без проблем конкурируют с роликами XTR по точности при минимальном тюнинге. Конечно, у роликов XT и более дорогих — керамические подшипники скольжения, но толку в этом нет: керамика дает высокую износостойкость подшипнику, но все равно зубцы ролика износятся так же, как и у ролика SLX, и потребуется замена. Подшипник скольжения в SLX, так же как и в XTR, живет намного дольше, чем его зубцы. Более дешевые ролики не стоит брать, потому что диаметр у них больше, вследствие чего ниже точность переключения.
У переключателей остальных фирм подобные люфты иногда отсутствуют (либо они минимальны), однако там встречаются и другие нюансы, например: ролики могут быть значительно дороже, что накладывает отпечаток на кошелек владельца при длительной эксплуатации переключателя. Кроме того, у некоторых переключателей, например Sram X3, ролики несъемные, т.е. при их износе потребуется полная замена переключателя.
Кстати, если вы решите купить велосипед у нас, мы можем сделать на нем тюнинг заднего переключателя совершенно бесплатно! (не забудьте об этом напомнить при покупке).
Поясняющее видео к статье:
Сравнение работы переключателя до и после тюнинга: