Инструкции для ремонта спецтехники.>
—> Дальнобой-mangruzovik.ru. Инструкции для ремонта спецтехники. —>
Снятие задних барабанных тормозов
Рисунок 135
— Остановите автомобиль на ровной поверхности. Снимите колпаки, защищающие гайки крепления колеса, и ослабьте гайки.
— Приподнимите заднюю часть автомобиля и установите автомобиль на стойки.
— Подведите под колеса гидравлическую тележку 99321024.
— Отверните гайки и снимите колеса.
— До упора отверните болт (2) ручного выключения комбинированного цилиндра (1).
Рисунок 134
ОБЩИЙ ВИД БАРАБАННОГО ТОРМОЗА PERROT
Рисунок 136
— Выверните болты крепления тормозного барабана (1) к ступице колеса (2). Вверните два подходящих болта в отверстия в барабане и снимите его со ступицы.
Рисунок 137
— Отсоедините электрический разъем (1) датчика износа фрикционных накладок.
Рисунок 138
— Снимите возвратные пружины (2).
— Снимите верхнюю колодку (1)
Рисунок 139
— Освободите кабель (1) датчика износа накладок от фиксатора тормоза (3) и снимите кабель с кожуха (2).
— Снимите нижнюю колодку (5).
— Снимите полукруглые блоки (4).
Рисунок 140
— Отсоедините трубки (1 и 2) от штуцеров (3 и 4), затем выверните штуцеры из комбинированного цилиндра (5). Ключом 99356006 (7) отпустите кольцевую гайку (6). Выверните комбинированный цилиндр (5) из корпуса тормоза, вращая цилиндр против часовой стрелки.
Рисунок 141
— Извлеките клинообразный узел управления (1) из корпуса тормоза (2).
Рисунок 142
— Снимите с корпуса тормоза (6) защитные колпачки (4) и извлеките регулировочные узлы, состоящие из деталей (1, 2, 3, 4 и 5).
Рисунок 143
— Отверните направляющие болты (6 и 7) и извлеките из корпуса тормоза (5) детали (1, 2, 3 и 4).
— Проверьте износ барабана для принятия решения о возможности его дальнейшего использования.
— Измерьте диаметр барабана при помощи индикатора без наклонных рычагов.
— Для определения овальности и износа измерьте диаметры в различных точках; это также поможет определить глубину задиров на рабочей поверхности барабана.
— Допустимая овальность/эксцентричность составляет 0,25 мм.
— Замените барабан, если износ или имеющиеся задиры рабочей поверхности настолько велики, что не поддаются ремонту или если на барабане имеются явные следы перегрева (см. технические данные).
— Проверьте состояние тормозных колодок и, при наличии на них трещин, замените.
— Если на поверхности фрикционных накладок имеются следы масла, найдите причину и устраните ее.
— Минимально допустимая толщина фрикционной накладки составляет 4,7 мм, при измерении около последней заклепки, в части, противоположной цилиндру, на колодке с датчиком износа.
— Если толщина окажется меньше или чуть больше, замените фрикционные накладки.
— Проверьте состояние и работоспособность датчика износа наКладок и соответствующего кабеля.
— Проверьте состояние и работоспособность возвратных пружин.
Рисунок 144
— Разберите узлы устройства автоматической компенсации зазора.
— Тщательно очистите все детали тормоза. Проверьте износ зубьев регулировочной втулки (2 и 3), убедитесь, что втулки (2) свободно перемещаются по соответствующим регулировочным шпилькам (1).
— Проверьте состояние пружины (4) и упорного пальца (5).
— Проверьте гнезда упорного пальца (5) на корпусе тормоза и, если на них имеются задиры, насечки или следы чрезмерного износа, замените корпус тормоза.
Рисунок 145
— Убедитесь, что конусообразные узлы свободно движутся и что на их деталях нет царапин.
Расточка барабана
— Измерьте диаметр барабана при помощи подвижного индикатора без наклонных рычагов. Измерьте диаметр в нескольких точках для определения овальности и степени износа.
Рисунок 146
— Установите в тормозной барабан (1) приспособление 99372213 (2).
— Установите собранный таким образом узел на вал токарного станка 99301001 (3).
— Установите на вал комплект распорных втулок, чтобы выбрать осевой люфт узла. Затяните стопорную гайку и соберите опору вала станка.
— Намотайте на тормозной барабан антивибрационную ленту.
— Проточите барабан, в несколько проходов снимая минимальное количество материала, необходимое для исправления дефектов.
— После расточки снимите барабан со станка и тщательно его очистите.
— Наибольший диаметр расточки указан на барабане.
Этот предел ни в коем случае не допускается превышать, так как могут быть нарушены эффективность торможения и прочность барабана.
— Подберите пару фрикционных накладок в зависимости от диаметра барабана. На каждом мосте
автомобиля должны устанавливаться накладки одного типа.
Замена фрикционных накладок
Рисунок 147
— Снимите изношенные накладки с колодок, воспользовавшись пневматическим прессом 99305087 (1).
— С нижней колодки снимите кабель датчика износа фрикционных накладок.
— Поместите колодку в сборе (4) на регулируемую опорную плиту (5).
— Зажатым в патрон пресса (1) зубилом (2) срежьте головки заклепок (3).
— Извлеките заклепки из колодок.
— Тщательно очистите колодки промыв и продув их.
Рисунок 148
— Установите на подвижную опору пресса (4) опорный палец (5).
— Приклепайте фрикционные накладки (3) к колодкам (2) при помощи оправки (1), зажатой в патрон пресса.
— Чтобы правильно разместить фрикционные накладки, заклепки следует устанавливать от центра, двигаясь к внешней части тормозных колодок.
Сборка
Рисунок 149
— Смажьте консистентной смазкой детали (1, 2 и 3) и вставьте их по порядку в упорный палец (4).
— Смажьте консистентной смазкой корпус тормоза (5) внутри и вставьте упорные пальцы (4), зафиксировав их направляющими шпильками (6 и 7).
Рисунок 150
— Соберите регулировочные узлы, тщательно смазав все трущиеся поверхности.
Рисунок 151
— Вставьте регулировочные узлы (1) в корпус тормоза (3), сориентировав хомуты в соответствии с рисунком.
— Вставьте защитный колпачок (2) в прорезь корпуса тормоза (3).
Рисунок 152
— Затяните регулировочные узлы (2) и отпустите их на один оборот.
— При этом будет обеспечена работа устройства автоматической компенсации зазора при износе фрикционных накладок.
— Совместите проточку на опорном блоке колодки (1) с прорезью на хомуте (3).
Рисунок 153
— При помощи приспособления 99301006 (2) обточите фрикционные накладки (1).
Рисунок 154
— Поместите полукруглые блоки (5) на опорный палец колодки (4) и установите нижнюю колодку (6). Вставьте провод датчика износа накладок в хомуты (?) и отверстие в корпусе тормоза (1); установите возвратные пружины (3 и 7) колодки (6).
— Установите верхнюю колодку (1) и закрепите пружину (2) сначала на ней, затем на пружине (7, рис.154).
Рисунок 156
— При помощи приспособления 99305079 (2) вместо 99301006 (2, рис.128) обточите фрикционные накладки (1).
Рисунок 157
— Отверните регулировочные узлы (1 и 2) на одинаковую величину, чтобы диаметр А был на 2 мм меньше, чем диаметр устанавливаемого тормозного барабана.
Рисунок 158
— Установите тормозной барабан (1) и закрепите его на ступице колеса (2) болтами (3).
Рисунок 159
— Смажьте консистентной смазкой конический узел управления (1). Вставьте его в гнездо, убедившись, что круглые выступы (?) вошли в свои канавки.
Рисунок 160
— Рукой наверните кольцевую гайку (1) на втулку (2) до упора.
— На первые нитки резьбы втулки нанесите незатвердевающую герметизирующую пасту LOCTITE 573.
Рисунок 161
— С усилием вверните комбинированный цилиндр (5) в гнезде.
— Убедитесь, что отверстия для входных штуцеров находятся в том же положении, что и перед разборкой, в противном случае соответствующим образом отверните комбинированный цилиндр.
— Вверните штуцеры (3 и 4) и присоедините питающие трубки (1 и 2).
— Нажав на педаль, заполните сжатым воздухом мембранную секцию комбинированного цилиндра.
— Ключом 99356006 затяните кольцевую гайку (7) предписанным моментом. Присоедините электрический разъем (6) индикатора износа фрикционных накладок.
— Восстановите работоспособность комбинированного цилиндра (5), затянув болт (8).
Рисунок 162
— Установите колеса и затяните гайки установленным моментом, соблюдая указанную на рисунке последовательность.
— Заведите двигатель на время, необходимое для перезаполнения системы.
— Совершите пробную поездку на автомобиле передним и задним ходом, периодически нажимая педаль тормоза, чтобы притереть фрикционные накладки и восстановить зазор между фрикционными накладками и тормозным барабаном.
Устройство стояночного тормоза
Ручной тормоз большинства автомобилей имеет простую конструкцию и понятный принцип действия. Основными элементами этого механизма являются:
- Механический привод.
- Основной функциональный узел.
- Система управления.
В качестве механического привода стояночного тормоза выступает металлический трос, воздействующий на тормозные колодки или трансмиссионный механизм (в зависимости от конструкции авто).
Механизм ручного тормоза включает коромысло, обеспечивающее равномерность натяжения троса на задние тормозные колодки. В состав функционального узла входят тормозные колодки задних колес автомобиля, которые приводятся в движение, как с помощью рычага стояночного тормоза, так и тормозной педалью. Такая конструкция упрощает управление автомобилем и обслуживание тормозной системы.
Работа ручника обеспечивается системой управления, включающей рычаг стояночного тормоза с храповиком, который управляет степенью натяжения троса. Как правило, рычаг ручника находится в салоне авто между сидениями водителя и переднего пассажира. В моделях автомобилей, которые оснащены автоматической трансмиссией ручника, функции рычага выполняет ножная педаль.
При включении стояночного тормоза на щитке приборов загорается соответствующая лампочка. Такой датчик служит напоминанием водителю о том, что до начала движения следует снять автомобиль с ручника. Некоторые модели авто оборудованы звуковым сигналом, который включается при начале движения машины, если затянут стояночный тормоз.
Рекомендуем
Регулировка ободных тормозов
Регулировка ободных тормозов (практически все современные – это тип V-Brake) очень проста и не требует никаких особых условий. Причём из-за «открытости» механизма обслуживание обычно заключается не в работе с конструкцией, а в замене колодок.
Типы креплений
Перед регулировкой в первую очередь следует удостовериться, что ободные тормоза, действительно, V-Brake. Собственно, ободных типов креплений существует три:
- V-Brake – раздельные рычаги в форме буквы V, соединённые тросом, который удерживается поводком (рубашкой);
- кантилеверные – с дополнительным центральным креплением, от которого трос уходит отдельно к каждой стороне. Фактически, это предшественники V-Brake, отличающиеся более сложным механизмом, но большим просветом, что выгодно для «грязного» катания; – U-образное крепление, в котором два рычага соединены и «закусывают» обод. Такие модели ослабить сложнее всего.
Кантилеверные тормоза
Разбирается каждый тип по-разному, но подавляющему большинству придётся столкнуться только с первым типом.
Снимаем тормоза
Идём по следующим шагам:
- Размыкаем тормоза, под усилием извлекая рубашку троса из держателя.
- Выкручиваем винт крепления к раме.
- Снимаем тормоза.
- Выкручиваем винт фиксации колодок, если требуется работа с колодками.
Очень важно на последнем шаге не потерять правильную последовательность шайб. Они идут парами – выпуклой и вогнутой. От их установки зависит дальнейшая регулировка.
Обновление и замена колодок
Самое частое обслуживание – это замена или обновление колодки велосипедных тормозов.
Обновления обычно достаточно после длительного хранения. Поверхность обода и колодки обезжиривается, и, в зависимости от оставшейся толщины резины, снимается её верхний слой, так как он «дубеет» и от мороза при хранении, а также от нагрева при активном торможении.
Сменные картриджи для картриджных тормозных колодок
Реже делается замена колодки . После выкручивания винта поддевается и удаляется старая колодка, а на её место устанавливается новая. Здесь требуется аккуратность при выборе, поскольку единого стандарта нет, и паз для винта может не подойти, да и сама колодка на площадке может не лечь. К счастью, любые проблемы с размером разрешаются с помощью острого ножа. В случае картриджной колодки подрезание скорее всего не будет помогать, но такие случаи достаточно редки.
Регулировка
Регулировка V-Brake заключается в изменении геометрии крепления колодок и натяжении тросика.
Регулировка натяжения
Расстояние от колодки до обода регулируется через натяжение тросика. Для этого есть винт, который находится на тормозной ручке. При его вращении колодки, соответственно, приближаются (против часовой стрелки) и отдаляются (по часовой стрелке) друг от друга и от обода.
Если регулировки винта не хватает, требуется укоротить или удлинить тросик. Это делается на самих тормозах. Напротив рубашки, на противоположенном элементе, тросик зажат фиксатором, который откручивается шестигранником. Для этого надо открутить болт фиксатора, подтянуть или ослабить трос, закрутить фиксатор обратно. Лишнюю длину троса можно обрезать, хотя многие оставляют его в скрутке на случай обрывов, хотя практика показывает, что такие «запасы» никому не помогают.
Регулировка положения и наклона колодки
После ослабления или полного выкручивания винтов фиксации колодок они могут быть сдвинуты в любом направлении.
Выкрученный винт фиксации колодок
Эту регулировку следует делать, не снимая колес, чтобы чётко разместить колодку. Итак, как должна встать колодка:
- Колодка должна быть на уровне обода, ни на миллиметр не выходя за него.
- При проверке на просвет с любой стороны колодка должна быть и в положении торможения, и в разомкнутом положении параллельна ободу.
- При прокручивании колеса колодка должна прижиматься точно по вектору вращения – отклонение от него приведёт к повреждению тормозов.
После установки колодок в соответствии с этими условиями винты закручиваются, тормоза проверяются.
Особенности и техническое обслуживание тормозов автобуса ПАЗ
Рабочая тормозная система предназначена для служебного и экстренного торможения автобуса до полной остановки.
Привод тормозных механизмов колес пневматический, двухконтурный, раздельный для передних и задних колес.
Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания задних колес во время стоянки автобуса.
Стояночный тормоз приводится в действие поворотом рукоятки крана в крайнее фиксированное положение.
При этом воздух выпускается из-под диафрагм задних тормозных камер, пружины энергоаккумуляторов разжимаются и прижимают тормозные колодки к барабанам.
В случае утечки воздуха из контура стояночной тормозной системы, задние колеса самопроизвольно затормаживаются.
Запасная тормозная система обеспечивает торможение автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.
Функции запасной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы.
Также в качестве запасной может использоваться стояночная тормозная система, так как кран управления стояночным тормозом обеспечивает изменение интенсивности торможения в зависимости от положения его рукоятки.
Антиблокировочная система (АБС) тормозов обеспечивает устойчивое торможение автобуса на дорогах с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным покрытием.
Выход из строя АБС не нарушает функционирование рабочей тормозной системы автобуса.
Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозных механизмов и пневматического привода. Схема пневматического привода тормозной системы показана на рис. 1.
Тормозные механизмы передних и задних колес (рис. 2.) барабанного типа с двумя тормозными колодками и регулятором тормоза
Регулятор тормоза РТ-40 (рис. 3.) предназначен для передачи усилия от штока пневмокамеры на разжимной кулак вала и для автоматической регулировки зазора между накладками и тормозным барабаном
Техническое обслуживание тормозных механизмов
Замена тормозных колодок:
1. Утопить фиксатор 2 (рис. 3.) регулятора тормоза и вращать ключом против часовой стрелки до возврата разжимного кулака тормоза в исходное положение. При этом зазор между тормозной накладкой и барабаном станет максимальным.
2. Снять ступицу вместе с барабаном.
3. Снять стяжные пружины колодок 5 (рис. 2.) и тормозные колодки 1
При каждом снятии следует осмотром проверять состояние тормозных барабанов. Не допускается наличие задиров, трещин и значительной выработки на рабочей поверхности, а также ослабление крепления барабана к ступице.
Увеличение диаметров тормозных барабанов мостов РЗАА в процессе эксплуатации допускается не более чем на 6 мм.
Предельный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 426 мм — для мостов «РЗАА» и 383 мм для мостов КААЗ.
При сборке смазать оси колодок тонким слоем смазки Литол-24.
Регулировка тормозных механизмов колес
1. Снять для удобства проведения регулировок тормозные щитки.
2. Ослабить гайки 3 крепления эксцентриковых осей колодок (рис. 4.).
3. Сблизить эксцентрики, повернув оси метками 4, друг к другу (рис. 5.).
4. Ослабить гайки и болты крепления кронштейнов (5 — передних, 6 — задних) тормозных камер (рис. 4.).
5. Ослабить у задних тормозных механизмов болты крепления опоры 7 разжимного кулака (рис. 5.).
6. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,1 ÷ 0,15 мПа (1 ÷ 1,5 кгс/см 2 ), нажимая на тормозную педаль при наличии воздуха в системе.
7. При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в направлении хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану.
8. Сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая эксцентрики так, чтобы обеспечить прилегание колодок к барабану, которое можно проверить щупом через окна в щитках передних тормозных механизмов или при снятых щитках у задних тормозов.
На расстоянии 20 ÷ 30 мм от наружных концов накладок щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
9. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей (рис. 6), болты крепления кронштейнов тормозных камер и опор разжимных кулаков.
10. Прекратить подачу сжатого воздуха или отпустить регулировочный рычаг и присоединить к рычагу шток тормозной камеры.
Установить щитки задних тормозных механизмов.
Предварительная регулировка (установка) регулятора тормоза проводится для получения требуемых ходов штоков после замены колодок.
1. Произвести растормаживание энергоаккумуляторов.
2. Установить регулятор на вал привода тормоза и закрепить его на валу (рис. 7). Направление действия силы тормозной камеры должно совпадать с направлением стрелки нанесенной на корпус регулятора.
3. Утопить фиксатор внутрь регулятора до упора, нажав, на его торец пальцем.
Удерживая фиксатор в утопленном положении, вращать его ключом (S=10) по часовой стрелке до совмещения отверстий корпуса регулятора и вилки тормозной камеры (рис. 7.).
4. Соединить корпус регулятора с вилкой тормозной камеры и установить тягу привода регулятора.
5. Вращайте фиксатор вправо до упора, т.е. до соприкосновения тормозных колодок с барабаном, действуя, как указано выше.
Затем таким же образом поверните фиксатор влево на 120 ÷ 180°. При этом между тормозными колодками и барабаном установится зазор близкий к требуемому.
6. Отпустить фиксатор. Если он остался утопленным, поверните его влево — вправо в пределах 30° до возврата в исходное положение под действием пружины (рис. 7.).
В процессе эксплуатации заданная величина хода штока тормозной камеры будет поддерживаться регулятором тормоза автоматически.
Остаточная толщина тормозных накладок проверяется при ТО-2 через смотровые окна в тормозных барабанах или в щитках тормозных механизмов.
Накладки следует заменить при толщине менее 4,5 мм. и при наличии трещин и сколов на рабочей поверхности.
В случае повышенного нагрева тормозных барабанов или низкой эффективности торможения необходимо проверить работу регулировочного рычага тормозного механизма путем измерения хода штока тормозной камеры при подаче в нее сжатого воздуха от тормозного крана при рабочем давлении 0,7 ÷ 0,8 мПа (рис. 8.).
Величина хода штока тормозных камер должна быть в пределах 29 ± 2 мм.
Регулировка хода штока в процессе эксплуатации не производится.
Если ход штока не соответствует приведенному выше значению, необходимо проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее.
Если замена тормозных колодок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ступицы нужно осторожно выдвинуть колесный датчик АБС до соприкосновения с зубчатым венцом ступицы, а затем провернуть ступицу на два-три оборота для получения необходимого зазора.
При обслуживании регулятора тормоза следует смазать его один раз в два года, нагнетанием через отверстие закрытое ‘пробкой 3 (рис. 3.) смазки ЖТ-72 ТУ 38 101345-77 в количестве 40 — 50 г.
Внимание! Использование смазки Литол-24 для обслуживания регулятора приводит к его неисправности.
Смазка опор вала разжимных кулаков выполняется до появления свежей смазки из зазоров между валом и кронштейном.
Внимание! Чтобы тормозные колодки задних колес не примерзли к барабанам после длительной стоянки при резких колебаниях температуры, не рекомендуется оставлять автобус с включенным стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными торможениями при движении.
Тормозные камеры
Камера тормозная передняя предназначена приведения в действие тормозных механизмов колес.
Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором предназначена для приведение в действие тормозных механизмов колес заднего моста при включении рабочей или стояночной тормозных систем.
Устройство тормозной камеры показано на рис. 9 и рис. 8.
При нарушении герметичности и снижении давления в контуре стояночной тормозной системы воздух из полости под поршнем 5 через вывод I уйдет в атмосферу через поврежденную часть пневмопривода, пружина 4 разожмется и произойдет автоматическое затормаживание автобуса.
Дня механического растормаживания задних колес необходимо вывернуть ключом 3 (рис. 10.) винт 2 из пружинного энергоаккумулятора на длину 70 мм.
Внимание! Перед растормаживанием следует предохранить автобус от скатывания.
Внимание! Запрещается самостоятельная разборка энергоаккумуляторов.
В пружинном энергоаккумуляторе в сжатом состоянии находится мощная пружина. Разбирать его можно только в мастерской с использованием специальных приспособлений.
Внимание! Перед началом эксплуатации автобуса привести в рабочее состояние энергоаккумуляторы тормозных камер, для этого:
— заполнить тормозную систему воздухом;
— установить ручку тормозного крана стояночной тормозной системы в положение растормаживания и завинтить до упора винт 2.
Расходники для тормозов
К ним, помимо уже перечисленных ранее, относятся:
- тормозные жидкости ( , .1, LADA и другие);
- поршни и ремкомплекты суппортов;
- смазочные материалы (для суппортов и колодок);
- тормозные шланги.
Если элементы системы покрылись ржавчиной, также понадобятся запчасти для тормозов и очистители деталей.
Во время регламентного осмотра рекомендуется полностью проверять все агрегаты. Даже мелкие запчасти в тормозной системе автомобиля имеют важнейшие функции; их неисправность приводит к серьезным поломкам.
Ситуации применения [ править | править код ]
- Трогание на крутом подъёме;
- Парковка на площадке;
- Кратковременный выход из машины (автозаправка, магазин и др.)
- Длительное использование основного тормоза (стоянка в дорожной пробке, перед светофором и др.);
- Отказ основной тормозной системы. В случае аварийной ситуации нужно тормозить резким и сильным вытягиванием рукоятки тормоза, не допуская длительного трения тормозных колодок о барабан, так как при этом фрикционные накладки и механизм перегреваются и уменьшается максимальный тормозной момент;
- Для вхождения в управляемый занос.
Не рекомендуется длительное хранение автомобиля, заторможенного стояночным тормозом, так колодки могут прикипеть (а в холодное время года примерзнуть) к барабану.
Инструкторы в автошколах учат парковаться заносом, включив первую передачу, вывернув руль и затянув ручник (данный приём в основном используется при контраварийной подготовке).
Наконец, установите законцовку после обрезки троса. При обрезке троса оставьте достаточное количество, чтобы захватить его, и используйте инструмент для обжатия оконцовки. Обрежьте кабель, установите заглушку, а затем обожмите.
Благодаря этой инструкции вы сможете с лёгкостью настроить тормоза на своих раритетных Colnago или же ХВЗ (во втором случа может быть сложнее). Если у вас есть другие приёмы для настройки данного типа тормозов, мы с удовольствием прочитаем о них в комментариях.
Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине