Система зажигания ВАЗ
Система зажигания ВАЗ
Система зажигания относится к одной из основных систем управления силовым агрегатом автомобиля. Предназначена она для своевременного воспламенения рабочей смеси из топлива и воздуха посредством образования искрового разряда на свече, расположенной в топливной камере цилиндра мотора. От ее слаженной работы зависит, насколько качественно будет использоваться энергия сгорания топлива в моторе в процессе ее трансформации в кинетическую энергию движения автомобиля.
Основной задачей системы зажигания двигателя является своевременное воспламенение топлива в камере сгорания цилиндров мотора. Ведь именно от образования искрового разряда в нужный момент будет зависеть, какое количество тепловой энергии топлива перейдет в кинетическую энергию движения узлов ходовой части автомобиля. Именно качеством ее работы определяется мощность двигателя и экономное использование топлива.
В отечественных автомобилях ВАЗ могут устанавливаться два типа систем зажигания: классическая и бесконтактная. Основным отличием между этими двумя системами является принцип прерывания тока, который подается на генерирующие искры свечи.
Для чего регулировать зажигание?
В начале статьи мы уже затрагивали проблему детонации. Но это еще не все. Дело в том, что двигатель – это очень точное устройство, где все процессы должны проходить вовремя. Это нужно, чтобы топливная смесь сгорала эффективно, обеспечив тем самым отдачу мощности. Если смесь будет воспламенятся на большом расстоянии до ВМТ, то возникнет детонация. Это раннее зажигание.
Если смесь будет воспламенятся, когда поршень уже находится в положении верхней мертвой точки, то смесь не будет прогорать полностью. Вследствие этого можно не ждать полной отдачи мощности. Кроме того, на автомобиле обязательно будет повышенный расход топлива, а сам двигатель будет работать неустойчиво. Это все говорит о том, что у автомобиля позднее зажигание.
Преимущества бесконтактного зажигания ВАЗ 2107
- Нет необходимости в обслуживании контактной группы (чистка, регулировка зазора).
- Повышенная надежность за счет отсутствия контактной группы, подверженной износу.
- Стабильное равномерное распределение искры по цилиндрам независимо от режима и условий работы двигателя.
- Увеличение ресурса распределителя за счет устранения вибрации и биения оси при воздействии кулачков на контакты.
- Экономия топлива, увеличение мощности и снижение вредных выбросов за счет более полного сгорания топлива в цилиндрах.
- Надежный запуск двигателя при пониженной температуре за счет стабильного напряжения на свечах при низком напряжении аккумулятора и на малых оборотах.
Замена
Для того, чтобы произвести замену датчика Холла, необходимо демонтировать трамблер. Сняв его с автомобиля ВАЗ 2108, далее нужно осуществить следующие операции:
- снять бегунок, потянув его вверх;
- снять защитную крышку;
- отсоединить разъем, подключенный к датчику, для чего открутить крепежный болт;
- открутить с помощью отвертки два винта крепления опорной пластины;
- демонтировать вакуум-корректор. Для этого необходимо отвернуть винты крепления, вынуть стопорный шплинт и отсоединить тягу;
- вынуть опорную пластину;
- открутить два крепежных винта и снять неисправный датчик;
- Установив новый и собрать трамблер в обратном порядке;
- Установить трамблер обратно в моторный отсек ВАЗ 2108.
ВАЖНО!
Отсоединить разъем от датчика Холла можно только после выключения зажигания.
Во избежание непредвиденных остановок автомобиля, вызванных дефектом датчика Холла, опытные водители рекомендуют всегда иметь в «бардачке» запасной.
Виды СЗ
Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.
Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:
- Контактные;
- Бесконтактные;
- Контактно-транзисторные.
Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.
Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Катушка
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества
Особенности
СЗ работает с датчиком Холла
Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами
Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится
Не нужно регулировать положение контактов
Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109
Минимальные механические взаимодействия деталей
Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания
Энергия в свечи постоянно повышенная
Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля
Экономичность и экологичность
Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО
Стабильный запуск холодного двигателя
Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью.
Схема
Существует несколько методик установки БСЗ на автомобили:
- упрощенный способ, основанный на замене контактной группы оптическим датчиком с силовым электронным ключом для управления катушкой;
- технология для иномарок, выпущенных до середины 80-х гг. прошлого века, предусматривающая доработку штатного трамблера;
- усовершенствованный способ, базирующийся на полноценной замене компонентов системы зажигания (подходит для машин, собранных российскими заводами).
Бюджетный метод
Базовым способом улучшения работы системы зажигания является модуль Сонар-ИК, который устанавливается в стандартный распределитель. Установленный внутри изделия оптический датчик реагирует на вращение кулачков.
Импульсы управляют электронным ключом, который прерывает подачу тока на свечи от катушки, обеспечивая формирование искровых разрядов на свечах в соответствии с порядком работы цилиндров.
Датчик прерыватель для иномарок
Для автомобилей иностранного производства старого образца лучше использовать продукцию компаний UltraSpark, Pertronix или AccuSpark. В набор входит датчик положения вала индукционного типа и кольцо с прорезями, а также инструкция по подключению и настройке. Модель подбирают в зависимости от версии распределителя, установленного на машине. Катушка зажигания и доработка корпуса трамблера не требуются.
Полноценная система
Перечисленные выше способы не позволяют получить все преимущества БСЗ. Владельцам машин отечественного производства рекомендуется установить полноценный набор, состоящий из распределителя с интегрированным датчиком Холла, внешнего коммутатора, катушки и комплекта проводов для коммутации. Подобное оборудование выпускает завод СОАТЭ (г. Старый Оскол). Монтаж требует от владельца навыков ремонта автомобилей.
Бесконтактная система зажигания без распределителя
Принцип работы системы без механических элементов основан на обработке данных о положении коленчатого и распределительного валов электронным блоком управления. В конструкции применяются индивидуальные катушки или общий модуль, соединенный со свечами высоковольтными проводами. Система позволяет улучшить процесс воспламенения топлива и автоматически корректирует опережение. Оборудование устанавливается на силовой агрегат в заводских условиях. Самостоятельно доработать двигатель под БСЗ без распределителя невозможно.
Общая концепция
Контактная схема зажигания сама по себе неплоха, ведь ею пользуется человечество с появлением первого автомобиля. Но до возможностей бесконтактного зажигания ей, конечно же, далеко. Поэтому, многие владельцы УАЗов, стремясь улучшить работу силового агрегата, перенастраивают ее. Общая схема зажигания для моделей УАЗ старых лет выпуска
И не только УАЗов, но и других отечественных авто, к примеру, переделкам подвергается и проводка Москвич 2141, и ряд других марок и моделей.
Эффект от модернизации
Что немаловажно, подкапотная и салонная электропроводка УАЗ 31514 остается практически без изменений, а сама переделка характеризуется установкой новых элементов под капотом.
- Двигатель начинает устойчиво работать на всех режимах;
- Улучшается пуск «на холодную»;
- Нормализуется расход топлива;
- Мощность двигателя достигнет паспортных данных.
Отличия систем зажигания
- В классическом зажигании за это отвечает бегунок под крышкой трамблера при соприкосновении с контактом вывода на свечной провод. При этом подача высоковольтного импульса происходит с нарастанием. Он как бы смазывается, снижая мощность искры на электродах свечи.
- В бесконтактном зажигании коммутатор формирует заряд и выдает его практически мгновенно при получении сигнала от датчика Холла. В результате свеча формирует более мощную искру. Из отечественных авто повышенной проходимости подобная бесконтактная система зажигания есть у Нивы – смотри схема электропроводки ВАЗ 21213.
Обратите внимание! Более мощное искрообразование способствует самоочищению свечи, т.к. топливо сгорает интенсивно, не оставляя отложений.
Инструкция по установке бесконтактной системы
Процедура замены механического зажигания на электронное делится на такие этапы:
- выбор и покупка БСЗ;
- подготовка инструментария;
- снятие старой системы и установка новой;
- настройка зажигания.
Если ранее вам не приходилось самостоятельно разбираться с проблемами искрообразования в классических моделях Жигулей, то придётся выделить на всю работу примерно 3—4 часа.
Рекомендации по выбору
В заводской комплект БСЗ для ВАЗ 2107, имеющийся в продаже, входят следующие детали:
- коммутатор с каталожным номером 36.3734 (ещё бывает 3620.3734);
- главный распределитель зажигания, маркировка — 38.37061;
- высоковольтная катушка, номер по каталогу — 27.3705;
- жгуты проводов с разъёмами.
Детали БСЗ от компании СОАТЭ
Примечание. Маркировка трамблёра указана для машин с двигателями объёмом 1,5 и 1,6 л. В модификациях «семёрок» с мотором 1,3 л блок цилиндров меньше по высоте, а вал распределителя зажигания короче. Его каталожный номер — 38.3706–01.
В продаже встречается подобный бесконтактный комплект, предназначенный для российского внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». В нём трамблёр маркируется так: 3810.3706 либо 38.3706–10. Не стоит его покупать для «классики», поскольку элемент отличается по техническим параметрам, хотя внешне выглядит так же.
Среди производителей, выпускающих готовые комплекты электронного зажигания для старых моделей ВАЗ, лучше всех себя зарекомендовала , чьё производство расположено в г. Старый Оскол Российской Федерации. Отзывы владельцев «классики» о продукции компании сугубо положительные.