Очевидное и невероятное: как угоняют автомобили
Очевидное и невероятное: как угоняют автомобили
Глубокая ночь, за окном заверещала сигнализация. В многоэтажке тут же зажигается с десяток окон – это владельцы припаркованных автомобилей выглянули посмотреть, не их ли имущество угоняют. Многим по ночам снятся кошмары о том, как свежекупленная иномарка уезжает в неизвестном направлении. Даже обладатели полисов каско нервничают – часто не застраховано дополнительное оборудование, например эксклюзивные колесные диски или нештатные мультимедийные системы. С ростом продаж автомобилей растет и количество угонов. За 2011 г. количество угонов только в Москве выросло на 10% — были украдены 13 тыс. машин. За три месяца 2012 года похищено 2625 автомобилей, что на 11% больше, чем за тот же период прошлого года.
К слову, за последнее десятилетие методы автоугонщиков практически не изменились, стало лишь совершеннее оборудование, которое используется при кражах автотранспорта. Мы решили выяснить, какие приемы используют современные «Деточкины», а прокомментировать наиболее распространенные из них попросили человека, не понаслышке знакомого с этим криминальным бизнесом. Назовем его, к примеру, Андрей.
ЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА
Штатные сигнализация и иммобилайзер
Большинство современных автомобилей в базовой комплектации или за доплату оборудованы сигнализацией и иммобилайзером. Многие считают, что этого достаточно для того, чтобы защитить свой автомобиль от угона. Но для автоугонщиков штатные системы защиты автомобиля являются легкой добычей – на самых популярных моделях они изучены досконально.
Вывод: Ограничиваться лишь заводскими системами безопасности можно при условии, что автомобиль не значится в группе риска и постоянно находится на охраняемых территориях, где исключено появление угонщиков.
Механические блокираторы
Многие автосалоны при покупке автомобилей предлагают будущим автовладельцам различные замки – капота, рулевой колонки, рычага коробки передач. Причем, на рынке существуют устройства как отечественного производства, так и зарубежного. Самые известные и популярные – израильской Mul-T-Lock. Принцип их работы достаточно прост – необходим специальный ключ, чтобы штырь, блокирующий работу руля или рычага коробки, вышел из паза. В качестве доводов в пользу эффективности такого оборудования, продавцы приводят сложность конструкции замка и высокую защищенность от стандартных способов вскрытия.
Вывод: Механические блокираторы, без дополнительных систем безопасности (сигнализация, иммобилайзер), не остановят угонщиков. Вместе с сигнализацией они могут просто отпугнуть автоугонщиков, так как для угона потребуется больше времени, чем обычно – сначала обойти сигнализацию, а затем справиться с механическими блокираторами.
Нештатная сигнализация
Автоугонщики и производители сигнализацией ведут друг с другом технологическую войну уже пару десятилетий. Производители электронных систем защиты автомобилей усложняют алгоритмы работы, шифруют код, передаваемый с брелока на основной модель по высшему классу. Их криминальные оппоненты отвечают разработкой новых сканнеров, причем простейшие из них можно купить в открытую, в китайских интернет-магазинах, всего за несколько десятков долларов. Тем не менее, нештатная сигнализация – один из самых надежных рубежей охраны автомобиля от угона. Правда, если речь идет о достаточно дорогих системах и их правильной установке.
Вывод: Нештатная сигнализация с дополнительным иммобилайзером может серьезно усложнить работу автоугонщиков, заставив их отказаться от попытки угона. Однако панацеей она не является – современные инструменты автоугонщиков позволяют завести автомобиль в обход сигнализации, например, подключив в обход штатной проводки свой блок управления двигателем. Но на это потребуется дополнительное время, которого у автоугонщиков зачастую нет.
Спутниковая сигнализация
Это вид сигнализаций считается самым совершенным из всех существующих. Автомобиль постоянно находится под контролем диспетчера компании-оператора, который дистанционно может заглушить двигатель или указать группе немедленного реагирования местоположение с точностью до 10-15 метров. Владелец может узнать, где его машина, просто позвонив в диспетчерскую. Точно так же двигатель можно принудительно заглушить. Обычное время приезда группы немедленного реагирования компании (которая работает совместно с полицией) даже с учетом московских пробок не превышает 30 минут.
Вывод: Спутниковая сигнализация на сегодня является самым надежным способом охраны дорогого автомобиля. Но и она не дает стопроцентной гарантии от угона, особенно, если работают профессиональные угонщики.
УСЛОВИЯ РИСКА
Час глубокого сна
С парковок и дворовых территорий чаще всего автомобили угоняют в так называемый час глубокого сна, который наступает под утро. Организм человека устроен таким образом, что именно в предрассветный час погружается в небытие, реакции притупляются, окружающие звуки мозг блокирует. Именно этим и пользуются угонщики, которым на вскрытие автомобиля требуется пара минут. Кстати, в это же время минимален шанс встречи с автомобилями полиции – во-первых, они тоже люди, во-вторых, с 4 до 6 утра начинается пересменка экипажей — как в ГИБДД, так и в полиции общественной безопасности.
Гипермаркеты и моллы
Неохраняемые стоянки огромных торговых центров — настоящий клондайк для автоугонщиков. Здесь огромное число автомобилей, которые оснащены либо штатными противоугонными системами, либо дешевыми сигнализациями. Учитывая доступность электронных средств для угона (сканнеры и код-грабберы), даже для начинающего угонщика не является проблемой найти «жертву». Именно со стоянок торговых центров осуществляется наибольшее число угонов недорогих автомобилей.
Владельцев первого поколения кроссоверов BMW X5 (в свое время одного из самых угоняемых автомобилей) называли «десантниками». Это прозвище прикрепилось к ним из-за того, что баварские кроссоверы чаще всего угоняли, выкидывая владельца из-за руля. Большинство водителей пренебрегают блокировкой дверей, а уж о том, чтобы посмотреть по сторонам, прежде чем садиться за руль и речи даже не идет. «Силовым» методом угоняют исключительно дорогие автомобили, которые невозможно похитить во время стоянки – владельцы оставляют их на охраняемых паркингах.
Договоримся?
Этот метод был опробован в начале 90-х, когда из Европы в Россию активно пригоняли различные автомобили. Зачем угонять автомобиль, если можно договориться с владельцем? Машина застрахована, и он гарантированно получит выплату. Это не угон, а скорее мошенничество. Только если из Европы так «угоняли» подержанные Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и пр., то в России таким способом меняют владельца эксклюзивные автомобили стоимостью около одного миллиона долларов. Автомобиль оставляется на стоянке, с которой заключается договор ответственного хранения, владелец уезжает на три-пять дней в командировку, передавая ключи и документы мошенникам. За это время автомобиль может покинуть пределы Российской Федерации. Затем владельцу возвращаются документы и ключи и он обращается в полицию по факту угона автомобиля. Юрлицо, арендовавшее стоянку, внезапно исчезает и страховой компании приходится выплачивать компенсацию.
МИФЫ и ЛЕГЕНДЫ
У меня неугоняемый автомобиль
Старая иномарка, автомобиль непопулярной модели, ржавеющие «Жигули». Их владельцы уверены, что машину не угонят – кому она такая нужна. Однако, неугоняемых автомобилей нет. Старая, но хорошо сохранившаяся иномарка может послужить донором запчастей для любого нелегального сервиса. Непопулярные модели автомобилей тоже пользуются спросом на черном рынке – ведь к ним и внимания меньше. Ну а «Жигули» могут послужить в качестве автомобиля для «бомбил» — благо их так много, что на перебитый номер и левые номера никто не будет обращать внимания.
Бесключевой доступ
Многие считают, что keyless-go, т.е. бесключевой допуск в салон и возможность завести двигатель кнопкой – панацея от автоугона. Эту легенду запустили сами автопроизводители, дилеры которых утверждают, что ключ-брелок – дополнительный иммобилайзер. На самом деле, на вскрытие автомобиля и запуск его двигателя требуется ровно столько же времени, как и в случае с автомобилями с обычными ключами.
Охраняемая стоянка
Вы спокойно спите по ночам, потому что ставите автомобиль на стоянку, где присутствует охрана, порой даже вооруженная? Зря. Если у стоянки с вами нет договора об ответственном хранении автомобиля, она ни за что не отвечает. В случае с дорогими автомобилями возможен и налет. А охрана никогда не будет играть в «рыцарей без страха и упрека» — в случае угрозы жизни она даст угнать практически любой автомобиль.
КСТАТИ
Автоворы в России чувствуют себя абсолютно безнаказанными. В случае поимки за рулем угнанного автомобиля всегда есть возможность сказать: «Да я просто хотел покататься, честное слово!» и далее «пройти» по статье 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
В скором времени не надо будет ничего доказывать. И у всех без исключения угонщиков появится возможность задуматься о выборе другой профессии – времени на это будет достаточно, от 4 до 8 лет за решеткой. Это станет возможным после исключения из Уголовного кодекса упомянутой выше статьи. Такое предложение прозвучало в ходе заседания рабочей группы по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения при комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.
Вместо 166-й угонщиков предлагается судить по другим статьям: 161-й (грабеж) и 162-й (разбой). Первая из них (если грабеж не был осуществлен «группой лиц по предварительному сговору», и если это не грабеж в «крупных размерах») предусматривает наказание в виде тюремного заключения до 4 лет, а вторая – до 8 лет.
Как обезопасить автомобиль от угона: рассказывает профессиональный угонщик
«Начнем с главного: угнать можно абсолютно любой автомобиль. Если на вашу ласточку есть заказ — то есть на нее положил глаз конкретный человек и обратился к угонщикам — то вы его гарантированно лишитесь. Охраняемая стоянка, новомодные противоугонные системы — все это может помочь лишь в случае, если ваша машина выбрана для угона волей случая». Мой собеседник — мужчина около 40 лет, приятной наружности и с хорошими манерами. Никогда не скажешь, что за плечами у Алексея (имя изменено) — более 10 лет криминального прошлого, во время которого он профессионально занимался угоном автомобилей под заказ.
Отсидев положенный срок, Алексей решил завязать с криминальным прошлым и переквалифицировался в установщики сигнализаций и охранных систем, но разбирается в современных методиках угона автомобилей ничуть не хуже прежнего. Кстати, «Угнать за 60 секунд» — это, по словам Алексея, довольно посредственный результат для профессионала.
«Возиться с машиной целую минуту очень опасно — неминуемо привлечешь лишнее внимание. Если, конечно, речь не об особых случаях».
Кому нужна ваша машина
Если вы владелец недорогого «корейца» вроде Hyundai Solaris или Kia Rio, вашу машину вполне могут угнать «под донора».
«То есть покупают за копейки разбитую машину, угоняют точно такую же, и из двух машин собирают одну — тачка едет, VIN-номера чистые, — рассказывает Алексей. — Конечно, цена такой машины значительно ниже новой, но когда процесс поставлен на поток, озолотиться вполне можно».
Если говорить о дорогих автомобилях, то их судьба чаще всего — быть переправленными за рубеж новому владельцу. Например, большие американские и японские внедорожники пользуются большой популярностью в странах СНГ и на Ближнем Востоке. Причем зачастую автомобили не просто угоняются, но и организуются псевдоугоны.
«Схема проста: человек покупает условный Chevrolet Tahoe в автосалоне и некоторое время ездит на автомобиле, чтобы спокойно отыскать все противоугонные метки и усыпить бдительность охранной компании. Затем в какой-то момент автомобиль грузится в контейнер, опечатывается и прямо из Москвы отправляется куда-нибудь в Сирию. После доставки автомобиля по адресу его владелец в России получает деньги от нового хозяина, и тут же заявляет в полицию и страховую компанию об угоне — заодно получая еще и выплату по каско».
Как не попасться на «удочку»
Речь идет о распространенном в среде профессиональных угонщиков способе, который еще называют «длинной рукой», и в подобном угоне обычно участвуют два человека. Один находится рядом с оставленным на парковке супермаркета автомобилем, а второй отправляется за владельцем «за покупками».
«То есть стоишь ты, кладешь фрукты-овощи в пакет, а в это время выбирающий рядом зелень благообразный господин с чемоданчиком с помощью лежащего в нем код-граббера передает сигнал с ключа, который в твоем кармане, своему сообщнику. Тому остается только принять сигнал, открыть автомобиль и уехать. То же самое можно провернуть, проводив владельца до квартиры и считав сигнал уже после того, как человек повесил куртку с ключом на вешалку у двери. Правда, "удочка" требует основательных вложений — оборудование для перехвата сигнала стоит минимум 10-15 тысяч евро».
Кроме этого, ваш автомобиль может быть заведен и угнан с помощью блока управления двигателем, который после вскрытия капота или двери подключается к системе вместо «вашего» блока. И, конечно, нельзя забывать про чисто механические способы вроде проворачивания дверного замка отверткой или открытия двери с помощью металлической линейки, хотя подобные методы практикуют в основном дилетанты криминального мира.
«Сейчас профессиональный угонщик — это, скорее, программист с образованием, а не киношный громила. Ведь у криминалитета и производителей охранных систем идет постоянное соревнование, оборудование и с той, и с другой стороны постоянно совершенствуется, алгоритмы становятся все сложнее, — объясняет Алексей. — Хотя уменьшить вероятность лишиться тачки можно, просто поставив механический замок на руль или коробку передач. Несмотря на то, что так называемый мультилок вроде бы кажется дедовским методом, в некоторых случаях он вполне может заставить угонщика переключить свое внимание на другой автомобиль, с которым будет меньше возни и лишнего риска».
Не обязательно автомобиль — фары тоже стоят прилично
Вспомните, наверняка вы встречали на улицах дорогие кроссоверы и внедорожники вроде Porsche Cayenne, Volkswagen Touareg или Audi Q7 с отсутствующими фарами? Владелец этого автомобиля стал жертвой вора, специализирующегося на дорогостоящих деталях, которые при этом очень легко украсть — такова особенность их заводских креплений.
Ложные срабатывания сигнализации
О том, что кто-то пытается проникнуть в автомобиль говорят периодические ложные срабатывания сигнализации. Кроме того, стоит обратить внимание на странное поведение электроники, которое может свидетельствовать о том, что в вашей машине недавно кто-то был. И самое страшное, если автомобиль вдруг оказался незапертым. Конечно, все можно списать на вашу невнимательность. При нынешнем бешеном темпе жизни это неудивительно, но зачастую именно присутствие в автомобиле третьих лиц является причиной открытой двери. Вполне возможно, что угонщиков просто кто-то спугнул, или они хотят усыпить вашу бдительность.
Совсем очевидным признаком предстоящего угона являются повреждения на кузовной части автомобиля. К примеру, могут быть смяты подкрылки, или повреждена «начинка» замка. В этом случае необходимо писать заявление в полицию, и засвидетельствовать попытку угона транспортного средства. Если сигнализация срабатывает в ночное время суток, не стоит бежать к автомобилю со всех ног. Необходимо сначала осмотреться вокруг, и убедиться, что рядом никого нет. Вероятно, угонщики специально провоцируют срабатывание сигнализации, чтобы усыпить вашу бдительность. Они могут поджидать хозяина авто в кустах, чтобы банально его ограбить.