Настройка и регулировка тормозов на велосипеде; дисковых и ободных, механических и гидравлических
Настройка и регулировка тормозов на велосипеде — дисковых и ободных, механических и гидравлических.
Перед тем как перейти к главному вопросу как настройка тормозов на велосипеде выделим несколько их видов: дисковые, гидравлические, ободные. Благодаря большому ассортименту на рынке, каждый велолюбитель сможет выбрать именно то, что больше нравится. Любой из представленных вариантов в одинаковой мере выполняют задачи, поставленные перед ними, а именно сбивание большой скорости. Различие между ними всего лишь в контактной поверхности. Если для гашения больших скоростей покупают диски, то для других типов приобретают тормоза, контактирующие непосредственно с самим ободом. Эти тормозные элементы могут иметь разную величину, от которой зависит сама площадь прикосновения. Как правило, чем она больше, тем лучше осуществляется уменьшение оборотов колеса.
Надежный ручной тормоз
Большинство производителей устанавливают ручные тормоза, которые могут дополнять ножной вариант или работать самостоятельно. За годы использования они завоевали репутацию стабильных и безопасных — вне зависимости от конструкции. Все представленные на рынке тормозные системы делятся на ободные и дисковые, те и другие имеют сторонников и противников.
При комплектации городских велосипедов чаще всего применяются ободные тормоза V-Brake. Их отличает хорошая мощность, неприхотливость в обслуживании и простой сервис в случае поломки. Однако в дождливую погоду или на сильном бездорожье такая система легко засоряется, что снижает качество работы.
Как заменить тормозные колодки на велосипеде?
О перспективах V-brake можно судить по комплектации бюджетного сегмента байков из рейтинга велосипедов по маркам . Если коротко, то это вымирающий вид тормозных систем. Возвращаясь к предмету обсуждения, техника смены фрикционных накладок на системах V-Brake и Disc различна. Различен и подход к послемонтажной регулировке, которая, к слову, обязательна во всех случаях.
Обслуживание V-Brake
Рычажная система может быть в одном из двух состояний: рабочем или обслуживаемом. Нас интересует второе, когда рычаги расцеплены, то есть один из них не связан с тросом. Именно в этом положении удобно менять колодки. Собственно, сам процесс смены прост, если держать в фокусе несколько важных моментов:
- Отворачивая болт крепления старой колодки к рычагу, запомните последовательность расположения шайб. Она должна быть подобна той, что изображена на фото. Основной упор в схеме сделан на то, чтобы колодку можно было вертеть во всех направлениях. Именно это позволяют делать сферические шайбы в паре с вогнутыми шайбами 3 и 6 мм.
- Выставляя новую фрикционную накладку, стремитесь к тому, чтобы она повторяла окружность обода и не задевала покрышку. При виде сверху передняя часть изделия должна быть ближе к ободу, нежели задняя. Это придаст тормозам плавный характер замедления, а значит повысит комфорт катальца.
Маленький лайфхак. При касании передней части колодки задняя часть должна отстоять от обода в пределах 1 мм. Для удобства подстройки этого зазора удобно использовать автомобильные щупы для регулировки клапанов или обычную бумагу А4, свернув ее в пару слоев.
После установки новых фрикционных пластин требуется ослабить тормозной трос, поскольку старые колодки наверняка были тоньше, а значит располагались ближе к ободу.
Уход за дисковыми тормозами
Замена колодок на дисковых тормозах начинается со снятия колеса. По-другому вынуть фрикционные пластины не удастся. Далее, в зависимости от системы, расшплинтовка или демонтаж болта. После этого колодки можно смело вынимать из калипера.
Перед монтажом новых деталей следует обнулить настройки машинки. А именно задвинуть поршни с помощью шестигранника или отвертки в дисковой гидравлике или вывернуть болт и отпустить трос на калиперах с механическим приводом.
Колодки монтируются в сборе с распорной пластиной и никак иначе. Этот элемент важен, поскольку возвращает накладки после торможения в исходное положение, не позволяя им прилипать к диску и шоркать по нему на холостом ходу.
В завершение шплинт или болт возвращаются на место, а обнуленный калипер необходимо настроить на работу с уже новыми колодками. Для этого:
Современность
Современные решения для эффективной остановки велосипедиста можно разделить на две больших группы — ободные и дисковые тормоза.
Однако затесался еще один вид, на который стоит обратить внимание, так как применяется по сей день, хоть и не очень распространен.
Роллерные
Представляют из себя барабан с ребрами охлаждения, который крепится на одной стороне колеса. Внутри располагаются ролики, которые прижимают колодки к барабану. А ролики прижимаются к колодкам с помощью диска, похожего на шестеренку. В диске имеются выемки под ролики. Когда система приводится в действие, диск выталкивает ролики наружу, к колодкам.
Работает система в смазке, что повышает срок службы, на эффективности наличие смазки почти не сказывается из-за высокой силы прижатия колодок роликами.
Сложная конструкция и огромный вес фактически вытолкнули эту разновидность тормозов на задворки индустрии. Хотя на городских велосипедах подобные решения встречаются.
Из плюсов — хорошая мощность, защищенность от внешней среды.
Задняя втулка велосипеда и ее устройство
Колесо издавна причисляют к самым ответственным узлам. Сзади оно обычно испытывает большие нагрузки, чем спереди. Почему? Да потому, что оно укомплектовано трещоткой и дополнительно кассетой.
Во время движения на него осуществляется главный упор. Грамотный ремонт, обслуживание заднего колеса возможны только после ознакомления с устройством и функциональным назначением его втулки.
Втулка — колесный компонент, который крепится на раме велосипеда, конкретно – на дропаунтах. Она расположена в самом центре колеса и обеспечивает свободное вращение для него. Состав втулки:
- Ось.
- Контргайка.
- Шайба.
- Конус.
Разновидности задних велосипедных втулок, отличия их друг от друга
Разделение задних втулок на разновидности позволяет классифицировать их по возможности торможения и остановки велосипеда. В зависимости от своей конструкции задние втулки разделяются на:
- Без тормозные.
- Со встроенными тормозами.
В свою очередь, втулки, в которых не установлен тормозной механизм, также подразделяются на две категории:
- Без свободного хода.
- Со свободным ходом.
Втулки, у которых имеется встроенный ножной механизм тормозов, конструктивно выполняются по второй категории. Основной особенностью втулки с тормозным механизмом является то, что в момент торможения и остановки транспортного средства следует нажимать на педали в обратном направлении.
Фиксируются втулки на раме двумя гайками. Этот способ является недорогим. Второй вариант крепления – с помощью эксцентрика, что существенно дороже, но удобнее. Так гайки не нужно отворачивать ключом, для снятия колеса с эксцентриком достаточно только отжать его ручку. Процедура снятия занимает всего несколько секунд.
Большое значение для эффективной эксплуатации имеет материал изготовления втулок. Втулки бывают:
- Алюминиевые. Они не подвергаются гниению, коррозии, легкие, удобные.
- Стальные. Весьма прочные, но тяжелые, подверженные коррозионным процессам.
По размеру оси втулки также различаются. Стандарты регламентируют несколько размерностей – от 9 мм до 15 мм. Вес втулки тем больший, чем больше ее сечение.
Когда надо обслуживать заднюю втулку
Безаварийное функционирование колес, 100%-я исправность ответственных деталей машины возможны только при условии поддержания их в надлежащем виде. Смазка задней втулки велосипеда проводиться регулярно по мере визуального подсыхания. Спицы и обод подлежат периодической подтяжке. Подшипниковые шарики также следует менять, колодки тормозных втулок как можно чаще регулировать.
Заднюю втулку просто необходимо регулярно обслуживать. Если этого не делать, очень скоро понадобится сложный и дорогой ремонт всего колеса. Лучше сразу заботиться о своем транспортном средстве на длительную перспективу. При обслуживании задней втулки понадобится не намного больше усилий, чем передней.
Обслуживать ее необходимо при следующих ситуациях:
- Корпус шумит при покачивании либо во время движения.
- Люфт.
- Хруст подшипников.
- Динамика наката недостаточная.
Игнорировать перечисленные признаки опасно. В дальнейшем заболевание велосипеда будет усугубляться. Очень скоро вся машина просто рассыплется. Полный ремонт обойдется намного дороже.
Лучше всего колеса регулярно обслуживать, тем более, что это просто сделать самостоятельно. По весне, когда только начинается велосипедный сезон, их следует проверить на люфт. Затяжка всех подшипников при этом не должна быть чрезмерной.
Разборка корпуса, очистка и смазка
Осуществлять разборку корпуса необходимо только после того, как рабочее место приведено в полнейший порядок. Чрезвычайно важно все промежуточные операции выполнять с высокой степенью осторожности и аккуратности.
Первым делом кассета снимается со своей оси. Для удобства проведения работ необходимо использовать хлыст и съемник. Стопорное кольцо разомкнуть, извлечь подшипники с шайбами. Запомнить изначальные положения подшипников и шайб. В дальнейшем это позволит не запутаться при сборке. Внимательно осмотреть каждую деталь.
Заметив малейшие сколы, царапины, повреждения, детали лучше заменить без сожаления. Вынуть ось, корпус втулки очистить от пыли, грязи, ржавчины сухой мягкой тканевой салфеткой. Каждую деталь смазать консистентной смазкой. Производится данный процесс по мере установки элементов на свои штатные места.
Как собрать заднюю втулку велосипеда?
Смазав каждую деталь, соберите втулку. Для правильной сборки следует неукоснительно придерживаться следующих профессиональных рекомендаций:
- Ось выставляется в таком положении, в котором невозможно спутать ее правую сторону, затянутую накрепко. Отрегулировать ось, используя ее левый конус.
- Надеть на ось левый конус до упора.
- Надеть шайбы.
- Закрутить контргайку.
- Отрегулировать подшипники.
Как устранить проблему прокручивания педалей
Для того что бы велосипед долгое время работал без перебоев и не подвел в самый неподходящий момент, его необходимо регулярно осматривать — проводить техническое обслуживание, мыть и смазывать детали или менять их на новые при необходимости.
Если причиной является цепь
В первую очередь осмотру подлежит цепь, делать это нужно как минимум один раз в сезон и каждый раз перед и после дальней поездки, а также если велосипед сильно намок или выпачкался в грязь.
Но если такие осмотры не проводились и цепь послужила причиной того, что педали начали прокручиваться, тогда для начала нужно выяснить что именно случилось с цепью:
- Если она подверглась сильному износу и деформировалась или растянулась тогда решением проблемы может послужить только ее замена;
- Если какие-то из ее звеньев загнулись или скрутились, тогда их нужно просто аккуратно выпрямить;
- Если причиной стала грязь или ржавчина, тогда цепь нужно снять и замочить в растворителе, затем хорошо промыть водой и вычистить щеткой труднодоступные места. После этого цепь необходимо смазать маслом, только для этого она должна быть абсолютно сухой. Для смазывания лучше подобрать жидкую смазку, которую необходимо закапать в каждое звено цепи, а затем тщательно вытереть лишнее масло тряпкой, после чего установить цепь на место.
Мелкий ремонт
Проверяем звездочки
Чаще всего если причиной прокручивания педалей служит звездочка, то это происходит из-за стачивания ее кривошипов. Устранить эту неисправность можно, наточив ее зубья, но прослужит такая звездочка не долго и вскоре педали опять начнут давать сбой, поэтому при возможности лучше сразу купить новую.
Иногда звездочка может перестать выполнять свои функции при сильном ее загрязнении, в этом случае с ней следует поступить точно так же, как и при очистке цепи.
Важно! Приобретая новую цепь обязательно обращайте внимание на состояние звездочки и наоборот — при покупке новой звездочки, оцените цепь. Стертые шипы могут растянуть и вывести из строя новую цепь, и в то же время изношенная цепь может привести в негодность новую звездочку.
Осматриваем трещотку
Часто причиной прокручивания педалей могут послужить разрушенные подшипники, в этом случае трещотка подлежит замене на новую.
Иногда в подшипниках накапливается много густой смазки, которая набирает на себя пыль и грязь, тогда их необходимо хорошо вымыть в растворителе, высушить, нанести новую смазку и установить на место. Для смазывания подшипников лучше использовать густое масло, но не нужно наносить его слишком много, иначе проблема вскоре повториться.
Втулка заднего колеса
Когда детали втулки заднего колеса сильно изнашиваются, они теряют сцепление друг с другом, и стают причиной того, что педали крутятся “в холостую”, то есть звездочки вращаются, но колесо не раскручивают. Из-за этого увеличивается свободный ход велосипеда, и педали начинают прокручиваться.
Чтобы исправить ситуацию можно отшлифовать конус, так восстановится его сцепление с корпусом втулки, но это временная мера, так как износ вскоре напомнит о себе и деталь все же придется заменить.
Важно! В скоростном велосипеде причиной прокрутки педалей могут стать загрязнённые тросики системы переключения передач. В этом случае их необходимо почистить и смазать пылеотталкивающим маслом.
Если появился люфт в передней вилке велосипеда ➔ устранение, ремонт
Сегодня поговорим о том, как устранить люфт амортизационной вилки спортивного велосипеда. Данная схема подходит для всех марок популярных и не очень велосипедных амортизационных вилок, таких как RST (OMEGA, Blaze, GILA, Capa), SUNTOUR (XCR, XCM, XCT), Rock Shox, zoom и другие. Устроены недорогие вилки, как правило, по похожей конструкции, поэтому инструкция по переборке и устранению люфтов можно применять практически к любым моделям. Почитать какие есть велосипедные вилки их виды и типы.
Как определить, что есть люфт?
Все очень просто, достаточно нажать передний тормоз и движениями вперед-назад велосипеда если есть люфт, то вы его обязательно почувствуете. Для не дорогих вилок люфт – это не редкость, он проявляется очень быстро. Минимальный люфт допускается. Со временем люфт будет увеличивается и стоит задуматься о переборке и доработке вилки.
Причина или от чего происходит люфт, амортизационной передней вилки горного велосипеда?
В конструкции велосипедной вилки, а именно в ногах, установлена пара направляющих, которые сделаны из пластика, называются они – башинги. Из-за их износа и происходит такое явление.
Профилактика и устранение.
Для удобства я бы порекомендовал снять вилку полностью, но некоторые это делают и на велосипеде. Снять вилку с велосипеда не должно составить вам труда, открутить пару болтиков, снять руль и если необходимо тормоза или тросик.
Снимаем ноги вилки.
Откручиваем гаечки или шестигранники снизу, ключом на 10, затем увидим наконечники с резьбой, с которых мы открутили гайки, для того чтобы ноги снялись, скорее всего нужно будет не сильно ударить по ним молоточком. Для того чтобы не сбить резьбу, необходимо немного накрутить гайки снова и легкими ударами выбиваем штаны.
Теперь необходимо снять сальники, которые предотвращают попадание грязи внутрь вилки. Для этого понадобится не большая отвертка, подковыриваем и снимаем их.
Далее нужно вынуть те части, которые, непосредственно разбивают вилку и создают люф – башинги или еще их называют направляющие. Направляющие имеют защелки, поэтому вытягиваем их немного проворачивая, для выхода защелки фиксатора из паза в штанах.
Работаем с направляющими.
Переходим к самому главному. Необходимо намотать скотч или изоленту на направляющие. Сколько витков нужно мотать зависит от износа. Для начала попробуйте сделать пару витков и вставить направляющие в штаны. Там, где защелки не заматывайте, или сделайте вырезы там, где необходимо. Если они встали туго, то может этого хватит. Вспомните как легко они у вас извлекались. Сделав такую манипуляцию с обеими башингами, можно прикинуть надев штаны на ноги вилки и покачать. Если присутствует люфт снова, то снимаем заново и добавляем еще пару мотком на пластиковые направляющие и снова собираем, пока не достигнем нужного эффекта.
Перед сборкой вилки обязательно необходимо ее очистить от старой грязи и смазки, промыть сальники (пыльники) и остальные детали. Также желательно смазать направляющие, ноги вилки.
Интересное видео о том, как устранить люфт на вилке SR Suntour XCT.
В принципе таким простым способом можно устранить люфт на велосипедной вилке, это не займет много времени. Сколько прослужит такой ремонт зависит от того как много и по каким дорогам вы катаете. Периодически, с появлением люфта снова, вы уже будете знать, как его устранить, заодно переберете помажете вилку, что даст хоть и ненадолго, но положительный эффект. Это все же дешевле чем покупка новой вилки, если уже покупать то хорошую качественную вилку высокого уровня. Но и с такими вилками ТО вы не обойдете, но ресурс будет на порядок выше.