Как самостоятельно ремонтировать ГУР на ЗИЛ-130
Как самостоятельно ремонтировать ГУР на ЗИЛ-130?
Гидроусилитель руля предназначен для обеспечения более комфортного и удобного управления рулевым колесом автомобиля. Первый ГУР в отечественной промышленности стали применяться на автомобилях ЗИЛ. В этой статье мы предлагаем узнать, какое в ГУР ЗИЛ-130 устройство, какие неисправности характерны для этого узла и как производится его ремонт.
Назначение и место регулятора давления пневмосистемы
На отечественных и зарубежных грузовых автомобилях широко используется пневматическая тормозная система, которая также снабжает сжатым воздухом и ряд других узлов и агрегатов — систему управления самосвальной платформой, сцепление, звуковой сигнал и т.д. Все эти компоненты построены таким образом, что нормально работают они только в определенном диапазоне давлений, и если давление выйдет за пределы этого диапазона (станет больше или меньше), то их работа станет невозможной. А излишнее повышение давления и вовсе чревато поломками.
Поэтому пневматическая система грузовых автомобилей должна иметь компонент, который обеспечивал бы постоянное поддержание давления воздуха в пределах рабочего диапазона. Решает эту задачу простой по устройству и принципу работу узел — регулятор давления. Регулятор давления выполняет три функции:
- Отключает компрессор от пневматической системы в случае, если давление в ней достигает максимально допустимой величины;
- Подключает компрессор к пневматической системе в случае, если давление в ней падает ниже минимально допустимой величины;
- Защищает пневматическую систему от чрезмерного роста давления в случае, если по тем или иным причинам компрессор не был отключен при достижении максимально допустимого давления (производит аварийный сброс давления).
Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ с адсорбером 24V с шумоглушителем БЕЛОМО
Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ ПААЗ
Регулятор давления ГАЗ,ПАЗ с адсорбером 12В БЕЛОМО
Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ с адсорбером 24V БЕЛОМО
Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ РААЗ
Регулятор давления УАЗ тормозов (весь модельный ряд) FENOX
Регулятор давления ЗИЛ,КАМАЗ,МАЗ,УРАЛ,КРАЗ,ЛИАЗ РААЗ
Регулятор давления ГАЗ-31029 тормозов (ОАО ГАЗ)
Регулятор давления ЗИЛ,УРАЛ РААЗ
Регулятор давления ГАЗ-3302 тормозов в сборе (ОАО ГАЗ)
В большинстве отечественных грузовых автомобилей и автобусов диапазон давлений следующий:
- Минимальное рабочее давление, при котором происходит подключение компрессора к пневмосистеме — 600-650 кПа (6-6,5 атмосфер);
- Максимальное рабочее давление, при котором происходит отключение компрессора от пневмосистемы — 730-800 кПа (7,3-8 атмосфер);
- Максимально допустимое давление, при котором производится сброс давления — 1000-1300 кПа (10-13 атмосфер).
Регулятор давления — важная деталь пневматической системы любого грузовика, регулятор в принципе делает возможной работу пневматики и защищает ее от поломок, но при этом имеет довольно простую конструкцию и принцип работы.
Демонтаж регулятора давления
На автомобилях КамАЗ, ЗИЛ и КрАЗ установлен аналогичный регулятор давления. Он расположен с правой стороны на раме за кабиной. Для демонтажа необходимо:
- ключом на 22 отвернуть две воздушные магистрали
- ключом на 13 – болты крепления регулятора к раме
Когда разгрузка снята, очистите её от загрязнений и закрепите в тисках.
Регулировка тормозов колес ЗИЛ-131
Колодки установлены на осях с эксцентричными шейками, позволяющими сцентрировать колодки с тормозными барабанами.
При торможении колодки раздвигаются кулаком 4 и прижимаются к внутренней поверхности барабана 11.
Регулировка тормозов колес может быть полная или частичная.
Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипников ступиц колес.
При регулировке тормоза должны быть холодными.
Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.
Полную регулировку надо производить в следующем порядке:
1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой.
Метки поставлены на наружных, выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака.
2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1—1,5 кг/см 2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки).
При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану.
Поворачивая эксцентрики в одну и другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану.
Прилегание колодок к барабану проверять щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
«Век таких машин на исходе». История водителя, проработавшего 35 лет на одном ЗИЛ-130 17:42, 2 июля 2020 Версия для печати
Виктор Васильевич Топоривский из города Бельцы работает на ЗИЛ-130 с 1985 года. По словам водителя, за рулем другой машины он себя уже не представляет.
Виктор Васильевич родился в Фалештском районе Молдавской ССР в 1955 году. Он отучился на слесаря и около года отработал на электротехническом заводе, где занимался ремонтом станков. Затем решил сменить род деятельности и получил водительское удостоверение в автошколе ДОСААФ. Вернувшись из армии, мужчина в 1977 году устроился водителем на теплоэлектростанцию в городе Бельцы… где и трудится по сей день.
От звонка до звонка
Первой машиной Виктора Топоривского стал ГАЗ-51. На нём он работал семь лет – возил материалы для обслуживания и ремонта теплосети по Бельцам, ездил за ними в Кишинёв. В 1985 году на предприятие поступило несколько новых ЗИЛов. Сесть за их руль должны были другие водители, но руководство решило, что один из грузовиков непременно должен достаться Виктору Васильевичу. С тех пор он на нём и ездит: в этом году машине исполнилось 35 лет. Грузовик по сей в строю, и чаще всего он обслуживает ремонтные работы на городских улицах: подвозит грунт, перекрытия, плиты, короба, стройматериалы.
Водитель признаётся: ему предлагали пересесть на машины поновее, но он уже прикипел к своему грузовику, в котором всё знакомо.
Фото: esp.md
«Машину нужно жалеть»
Виктор Васильевич постоянно ухаживает за машиной как за своим личным автомобилем – только поэтому грузовик до сих пор исправно выполняет свою работу и прилично выглядит. По словам водителя, машину нужно беречь и жалеть – иначе она быстро придет в негодное состояние. Виктор Топоривский особенно переживал за свой ЗИЛ во время одного из отпусков, когда грузовик передали другому водителю – боялся, что тот разобьёт машину.
— Если машина переходит из рук в руки, за ней никто толком не следит, не радеет, ничего хорошего точно не будет, – приводит слова Виктора Васильевича портал esp.md.
Несмотря на почтенный возраст машины, по-настоящему серьёзных поломок не было уже очень давно. Иногда текут шланги гидроусилителя руля, пару раз приходилось менять сальник рулевой сошки, а однажды сломалась полуось, когда Виктор Васильевич пытался выехать из рыхлого грунта: из-за специфики его работы ездить приходится не только по асфальту, и такие казусы неизбежны.
Фото: esp.md
Отменный аппетит
Двигатель у грузовика, впрочем, не родной: штатный шестицилиндровый агрегат оказался слишком слабым, и когда он начал стучать, ремонтировать его не стали, а заменили на другой V-образный восьмицилиндровый мотор объемом 5,5 л. С его установкой пришлось повозиться: не подходили крепления, но с тех пор мотор проблем не приносит – вскрывали его всего два раза для замены вкладышей и шатунов.
Новый двигатель отличается высоким расходом топлива: около 40 литров бензина на 100 километров. Несколько раз водителю приходилось ездить в Харьков за стройматериалами: бензин в те времена был в дефиците, и нужно было объезжать по несколько заправок, чтобы найти горючее.
Время берёт своё
На дорогах до сих пор встречаются старые советские грузовики. Они ездят, пока живы их водители, энтузиасты и любители такой техники.
— Возраст есть возраст, и металл тоже имеет свой ресурс. Мы варим, стараемся поддерживать машины, но коррозия берёт своё. Не знаю, сколько они ещё выдержат. Возможно, через несколько лет таких машин уже не будет видно на дорогах, — рассказывает Виктор Васильевич.
Водитель, однако, не готов пересаживаться за руль нового грузовика. К современной машине нужно привыкать. Кроме того, в ней гораздо больше электрики – починить такую машину на обочине, в отличии от ЗИЛа, удастся далеко не всегда.
Особенности карбюратора зил 130
Главные характеристики карбюратора ЗИЛ:
- Ширина маленького диффузора 0,85 см, большого -2,9.
- Ширина смесительных камер — 3,6 см.
- Ширина воздушной горловины — 6 см.
Пропускные характеристики отмеривающих составных частей при контроле под водой с напором 10 м, с температурном режимом 20 градусов в куб. см/мин:
- Основного жиклера -315.
- Жиклера максимальной интенсивности — 1150.
- Винта экономайзера -215.
- Воздушного жиклера – 860.
Величина отрезка от поверхности ГСМ в поплавковой камере до максимальной поверхности разъема 1,8-1,9 см.
Масса поплавка 0,19 кг.
Величина отрезка от края дроссельной заслонки до обшивки смесительной камеры, подходящий времени отвинчивания винта экономайзера с механическим приводом 0,9 см.
Холостой ход настраивается с применением упорного винта, который не допускает наглухо закрытие дроссельных заслонок и еще 2–мя винтами, которые могут поменять структуру топливного раствора при хорошо прогревшемся моторе и верно работающей группе зажигания. Большое значение имеет правильность работы свечей и наличие просветов нужных размеров между их электродами. Необходимо помнить, что карбюратор представляет собой устройство, включающее в себя две камеры и структура смеси в одной из камер, регулируется вне зависимости от структуры смеси второй камеры при помощи соответствующего винта. Помимо этого, стоит брать во внимание то, что когда винты начинают закручивать состав обедняется, при откручивании — обогащается.
Настройка начинается с закручивания имеющихся винтов, их не следует сильно затягивать, а потом поочередно их начать выкручивать на 3 оборота. На следующем этапе осуществляют запуск мотора и настраивают упорным винтом минимальное раскрытие дроссельной заслонки, позволяющее мотору осуществлять свою деятельность размеренными темпами.
Теперь — объединить смесь, используя один из винтов, завинчивая его во время любой пробы на ¼ оборота, до начала работы мотора со сбоями, которые явно себя проявляют и возникающие из-за перебора в объединении смеси в камерах.
Следующий шаг заключается в обогащении смеси, этого можно достичь, откручивая винт на неполный цикл. По мере того, как структура смеси отрегулирована с использованием одного винта, эту же процедуру провести со 2-м винтом.
Произведя регулирование смесей, нельзя не постараться снизить количество вращений холостого хода, откручивая потихоньку упорный винт дроссельной заслонки, и вновь произвести объединение смесей, используя винты.
В большинстве случаев, попробовав несколько раз, можно отыскать оптимальное расположение для всех 3 винтов, используемых для настройки.
Не нужно выставлять слишком низкую интенсивность вращения коленчатого вала мотора на холостом ходу. Чтобы проверить, как отрегулирован холостой ход, нужно надавить на педаль привода дроссельной заслонки и тут же быстро отпустить. Когда после этих манипуляций мотор перестает осуществлять свою деятельность, то количество циклов холостого хода следует повышать. Если карбюратор на ЗИЛ-130 отрегулирован верно, то он даст возможность правильной деятельности мотора на холостом ходу.
Пневмоцентробежный ограничитель самой большой интенсивности вращения коленчатого вала включает в себя две составные части:
- Центробежного датчика, совершающего вращения от распределительного вала мотора.
- Диафрагменной составной части, влияющей на дроссельные заслонки карбюратора.
Ограничитель настраивает непосредственно производитель, занимающийся производством транспортных средств, сна самую большую интенсивность оборотов.
Схема работы
Ниже приведено схематическое отображение функционирования рассматриваемого узла с пояснениями:
- а – устройство передачи;
- б, в, г, д, е, ж – первая/вторая/третья/четвертая/пятая/задняя скорость;
- 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19 – косозубые шестерни;
- 2 – ведущий вал;
- 3 – вторичный вал;
- 5, 9 – каретки синхронизаторов;
- 12 – блок прямозубых шестеренок;
- 13 – ось;
- 17 – шестеренка промежуточного плана;
- 20 – картер.
Технические характеристики
Управлением всем процессами работы поливомоечного оборудования осуществляется из водительской кабины. Наличие многоступенчатого насоса позволяет поддерживать давление внутри цистерны на уровне 25 атмосфер. Благодаря этому возможна одновременная подача жидкости сразу нескольким потребителям. В результате этого при минимальном расходе воды многократно увеличивается качество очистки дорожного покрытия.
Поливомоечная машина на базе ЗИЛ-130 оснащается вместительной емкостью для воды, в результате чего можно легко произвести уборку большой территории без дополнительного набора жидкости. При необходимости можно прибегнуть к использованию прицепной вариации цистерны. Это позволит увеличить первоначальный объем практически вдвое.
Высокий уровень мощности машины достигается благодаря силовой установке, способной вырабатывать 150 л.с. Шестилитровый мотор может похвастаться максимальным крутящим моментом и предельной топливной экономичностью. На преодоление отрезка пути, эквивалентного ста километрам, поливомоечная машина ЗИЛ-130 потратит 32 литра топлива.
Технические характеристики поливомоечной машины на базе ЗИЛ-130:
Характеристики | Показатели |
Габариты, мм: | |
— длина | 8900 |
— ширина | 3070 |
— высота | 3000 |
Масса, кг | 11200 |
Ширина рабочей зоны, мм: | |
— при поливке | 2000-2500 |
— при подметании | 2500 |
— при снегоочистке | 2500 |
Объем цистерны для воды, м3 | 0,4-6 |
Объем бака, л | 175 |
Двигатель: | |
— объем, л | 6 |
— мощность, л.с. | 150 |
— мощность, кВт | 110 |
— конфигурация | V8 |
— количество цилиндров | 8 |
— максимальный крутящий момент, Нм | 402 |
Расход топлива, л/100 км | 32 |
Тип охлаждения | жидкое |
Система питания | двухкамерный карбюратор |
Коробка передач | МКПП (5) |
В комплектацию поливомоечной машины входит: отвал, щетка для очистки твердого дорожного покрытия от пыли и мусора; прицепная цистерна (для модификации 130-П).